Региональная общественная организация  - Клуб ветеранов Морского космического флота
карта сайта
Морской космический флот - Региональная общественная организация
 
 
Новости
Объявления
Дни рождения
История флота
Суда
Люди
Память о наших товарищах
РОО «Клуб ветеранов МКФ»
Музей МКФ
Фото
Мемуары, стихи, песни, книги
Книги
Cтатьи
Стихи
Морские песни
Павленко О.М. Космическим мостам нужны океанские опоры!
Павленко О. М. "Океанские опоры первых космических мостов".
Воспоминания моряков МКФ Олюнина Г. и Формина Г.
Герасимов В.И. Мемуары ветерана МКФ
Гаврилов В.К. "Рассказы"
Морские байки от СКИ ОМЭР
Разное
Форум
Гостевая книга
Ссылки
Контакты


Региональная общественная организация - Клуб ветеранов Морского космического флота » Мемуары, стихи, песни, книги 

Воспоминания моряков МКФ Олюнина Г. и Формина Г.

ИЗ ЛИЧНЫХ ВОСПОМИНАНИЙ МОРЯКА КОСМИЧЕСКОГО ФЛОТА

1

     Георгий Олюнин

      В знак благодарности английским военнослужащим, проходившим службу в феврале 1983 года на острове Вознесения, база НАТО в Центральной Атлантике. Во время холодной войны они оказали неотложную медицинскую помощь советскому моряку, старшему электрику экипажа научно-исследовательского судна «Моржовец» - Сараеву Илье Ивановичу.

  

     

Джентльмены и перестраховщики

     
     Наверное,ещё тогда, во времена острого противостояния двухобщественно-политических систем, в годы предшествующие советскойперестройке, начала складываться атмосфера потепления между Востоком иЗападом, о чём свидетельствует этот короткий сюжет из жизнинаучно-исследовательского судна, оказавшегося в центре Атлантики.Поворот мышления, меняющуюся ситуацию в межгосударственных отношенияхчувствовали и понимали не все, подтверждение этому описываемый мнойэпизод. Случай на борту НИС «Моржовец», как и другие похожие, вусловиях идеологической борьбы не был освещён советской прессой. Иноеотношение к похожим событиям можно было наблюдать только через двадцатьлет. Так, в период гласности, нельзя было «замолчать» историю с АПЛ«Курск» и наша страна выразила благодарность специалистам из зарубежныхстран, предложивших свою помощь. На помощь терпящим бедствие российскимморякам, не раз спешили английские спасатели, своей спецтехникой ониспасли людей в подводных аппаратах, запутавшихся в металлических сетях.

     Научно-исследовательское судно (НИС) «Моржовец», принадлежащее Службекосмических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР,порт приписки Ленинград, находилось в своём 17-ом экспедиционном рейсесо 2 ноября 1982 года. На борту судна было 76 моряков: - 33 членаэкспедиции (пятеро руководителей командного состава и 28 гражданскихинженеров и техников);- 43 - члена экипажа (судовой команды), моряков плавсостава ММФ СССР изпорта приписки Ленинград. Реально арендатором судна у Балтийскогоморского пароходства было Министерство Обороны СССР, поскольку ононепосредственно осуществляло пуски ракет-носителей и управление полётомкосмических средств. На четвёртом месяце плавания, февраль 1983 г., мывышли из африканского порта Дакар (Респ. Сенегал) и шли в рабочую точкуюжных широт Атлантики. 22 февраля пересекли экватор, скорость ходасудна составляла до трёх градусов по меридиану в сутки. 25 февраля, на7-ом градусе Южной широты вблизи нашего курса оказался британскийостров Вознесения. В то время, как мы оказались на траверзе острова,капитану судна поступил тревожный доклад судового врача о плохомсамочувствии члена экипажа, ст.электрика Сараева. Врач откровенносообщил капитану свои сомнения в успехе проведения хирургическоговмешательства на борту судна, в условиях тропиков. Симптомы заболеванияподсказывали экстренную необходимость квалифицированной помощи встационарных условиях.

     Капитансудна Радченко Владимир Яковлевич, обсудив создавшуюся ситуацию сначальником экспедиции Выдранковым Алексеем Ивановичем, принимаетрешение связаться по радио с капитаном порта Джорджтаун,административным центром острова Вознесения. На запрос капитана онеобходимости оказания медицинской помощи моряку советского суднапоследовал незамедлительный ответ: «Готовы оказать помощь в любоевремя. Заходите!».
 
     С момента получения разрешения на заход начинается несуразная история с ним связанная.

2

      25февраля. НИС «Моржовец». 17.30 МСК (Московское время) Начальникэкспедиции, получив информацию от капитана о разрешении зайти вДжорджтаун, информирует своё руководство в Москве о необходимости зайтив ближайший по курсу порт. Он надеется получить подтверждениеправильности принятого решения.

      Москва.21.00 МСК. Узел связи Морского комплекса посылает телеграмму Шлыкову Н.Ф., возглавлявшему наземный Командно-измерительный комплекс (КИК)управления космическими полётами, в состав которого входил Морскойкомплекс. В ней – запрос разрешения на заход НИС «Моржовец» в порт дляоказания срочной медицинской помощи больному с острым приступомаппендицита.

      26 февраля.Москва. 00.05 МСК. Получено разрешение от заместителя начальника КИКЖукова Н.Н. для госпитализации члена экипажа судна на островеВознесения. На НИС «Моржовец» послана телеграмма с разрешениемвынужденного захода в порт.

     НИС«Моржовец». 10.00 МСК. Судно заходит в территориальные воды английскогоострова и бросает якорь на рейдовой стоянке порта Джорджтаун. Стоянка водной миле от берега, напротив административного центра острова. Черезнесколько минут к борту судна причалила надувная моторная лодка счетырьмя пассажирами на борту. Капитан судна спустил трап и все четвероподнялись в его каюту. Гости поочерёдно представились: капитан портаДжон Роберсон, врач-индус Робин Вайтла и ещё двое сопровождавших ихофицеров. Не спросив у капитана о целях и задачах выполняемых судном вокеане, не потребовав никаких документов, представители порта попросилипоказать больного. Все спустились в каюту старшего электрика. Осмотревбольного, доктор Робин Вайтла выразил озабоченность его состоянием исделал заключение о необходимости его срочной госпитализации. При этомон робко попросил показать ему судовую амбулаторию. Сложилосьвпечатление, что осмотр амбулатории был нужен, с целью убедиться ввозможности выполнения медицинской операции на борту судна, без заходав порт. Когда же Робин увидел условия, в которых должен был быоперировать судовой врач, он будто сдаваясь в безвыходной ситуации,эмоционально поднял руки вверх, попросив немедленно направить больногов местный госпиталь.
     Вместе с больным на берег убыли все прибывшие насудно, судовой врач и старший помощник капитана, хорошо владеющийанглийским. 17.00 МСК. Старпом и судовой врач вернулись из города. Онисообщили, что у больного берут необходимые анализы, готовят его коперации. Капитана судна будут держать в курсе всех дел по радио.

      26 февраля.Москва. 09.30 МСК. Вслед за разрешением на заход НИС «Моржовец» наостров Вознесения, начальник Морского комплекса Безбородов ВиталийГеоргиевич получает резолюцию высокого руководства, начальника Главногоуправления космических средств Максимова А.А.:
     «Решение принято неправильно. Нужно было найтиблизко проходящее советское судно, сдать больного для передачи вближайший порт. Хорошо, если всё обойдётся. На острове Вознесениянаходятся военная база НАТО и ракетный испытательный полигон США. Онимогут устроить какую-нибудь провокацию, поднять шум о заходе «русскогошпиона», как это было в Бразилии в 1968 году, а у Вас на бортусекретная аппаратура.

     НЕМЕДЛЕННО ПОКИНУТЬ ПОРТ!»

      10.00 МСК. Напункт управления Морского комплекса поступило приказание Шлыкова Н.Ф.,обязывающее начальника космического флота дать телеграмму начальникуэкспедиции НИС «Моржовец» немедленно выйти из порта.
     Виталий Георгиевич попытался убедить руководство,что такую команду давать на борт судна не следует, именно это и вызоветподозрение местных властей о «неблаговидных намерениях русских». Но,всё бесполезно.

     Безбородов В.Г., вынужденно, направляет на судно две телеграммы:1. Доложить о состоянии здоровья больного и о принимаемых мерах.2. Ускорить решение вопроса с больным и срочно выйти из порта.
     Ответить на первую телеграмму было невозможно, таккак работать на излучение судовыми КВ-передатчиками при стоянках впортах запрещено международными правилами. Вторая телеграмма, выгляделаи вовсе абсурдной. Получается, «чтобы ускорить решение вопроса», мыдолжны были вплавь добраться до иностранного берега, чтобы в госпитале«ускорить» проведение медицинской операции персоналом врачей советскомугражданину, находящемуся под скальпелем английского хирурга. Затем, всвязи со «срочным выходом» судна из порта, больного нужно было бынемедленно эвакуировать с операционного стола без послеоперационногонаблюдения. Приказ о срочном выходе из порта, исходящий от органа,первоначально подтвердившего разрешение на заход в этот порт, выгляделсовершенно нелепо и был воспринят на борту судна неординарно. Здесь, вАтлантике, мы чувствовали и догадывались, что вышестоящие начальники вМоскве, запуганные возможными провокациями со стороны западныхспецслужб, искали возможность поскорее вывести нас из «опасного порта».Пренебрегая жизнью своего гражданина, заботились они только об одном:как бы прикрыть свою спину на случай «если».

     Находясь затысячи миль, мы ощущали давление, которое испытывал начальниккосмического флота от руководителей космического ведомства. Получивинформацию о тревожном состоянии больного, они дали разрешение назаход, но позже, узнав о принадлежности острова к базам НАТО,отработали «полный назад». Об особенностях маленького острова вАтлантике можно было бы прочитать в Большой советской энциклопедии. Но,запоздавшие справки консультантов, о потенциальном противнике вАтлантике, нагнетали страх на высокопоставленных лиц. Более всего ихмог обеспокоить факт существования на острове американскогоиспытательного полигона, наземного измерительного пункта слежения заполётом головных частей межконтинентальных боевых ракет. Для этогоамериканцы арендовали часть территории острова, на которой стоялиразличного вида антенны. С 1957 года на всех морских картах мира вакватории о.Вознесения появились знаки, предупреждающие о стрельбах наморском полигоне США. Начальники космического ведомства СССР руководилианалогичными отечественными комплексами, вместе с ними им подчинялся иМорской космический флот. Руководители эти, по-видимому, не имелипредставления об элементарных нормах международного права посудоходству и мореплаванию. Например, отдавая свои приказания, ониигнорировали личное право капитана гражданского судна. В случаеневозможности оказания больному медицинской помощи на борту, всоответствии с международным правом, капитан мог обратиться за этойпомощью в любой близлежащий порт. .
 
     Прочитавтелеграммы, подписанные Безбородовым, у нас не возникло сомнения, чтоих отправители – другие лица. Потом, вернувшись на

3
Родину, мы убедилисьв этом. Виталий Георгиевич, сообщая о вынужденном заходе в ближайшийпорт, специально не стал объяснять вышестоящему органу о том, чтобазируется на острове Вознесения. Уж кому как не им, командующимкосмическими средствами, должно было быть известно, что размещено наэтом острове. Поспешив дать разрешение на заход судна в порт,начальники быстро изменили принятое решение, с паническим чувствомстраха стали искать крайнего. Они его нашли. Первым в трудном положенииоказался начальник экспедиции Выдранков Алексей Иванович. Получивтелеграмму с требованием покинуть порт, перед ним встал острый вопрос:что же делать? Сумеет ли оправдаться, если приказ не будет выполнен. Вхаосе мыслей выбираются и тут же отвергаются варианты. Вот, например.Больной на берегу. Выполняя приказ, выходим из порта за пределытерриториальных вод и работаем по радио, чтобы как-то отбиться отназойливых требований. Но кто же разрешит снова вернуться в порт? А невыполнить приказ – равно совершить преступление. Алексей Васильевичобъявляет сбор руководящего состава, выслушивает мнения и принимаетединственно правильное решение. Остаться! Соблюдать радиомолчание.
     27 февраля. Москва. Утром, Безбородов В.Г., черезпредставителя ММФ СССР в Лондоне, подаёт телеграмму капитану портаДжорджтаун об ускорении решения вопроса с больным и срочном выходе изпорта. Представитель ММФ, ретранслируя сообщение, фразу о срочномвыходе из порта исключает из текста. Невольно убеждаешься, насколькограмотные, совсем не похожие на Шлыкова, люди работают за рубежом, недаром таких направляют за границу. 15.30 МСК. Безбородов В.Г. даётповторную телеграмму на борт НИС «Моржовец»: «Немедленно покинуть порти выйти на связь!» Чувствуете, как изменился тон телеграмм? Звучиточень категорично. Уже в этом наблюдается угроза наказания должностныхлиц за невыполнение распоряжений старших начальников. Но на суднесохраняют спокойствие, у коллектива моряков единое мнение: заберёмбольного, тогда и покинем порт. Капитан судна при этих «раскладах»тогда вообще не брался во внимание. Окончательное решение в основномзависело от воли начальника экспедиции. Судно продолжало оставаться впорту и, не нарушая запрета работы на излучение, не отвечало нателеграммы.
     28 февраля. Москва. В то время как на борту НИС«Моржовец» готовились принять послеоперационного больного, в кабинетеБезбородова В.Г. раздаётся звонок Шлыкова Н.Ф. Его вопрос: «Вы уверены,что они зашли в порт не с целью измены Родине? Дайте политическуюхарактеристику капитану судна и начальнику экспедиции!». Ответ был данс полной уверенностью в надёжности людей, дана объективнаяхарактеристика каждому. При этом Виталий Георгиевич выразил крайнееудивление такой постановкой вопроса, за что услышал грубые высказыванияв свой адрес. Почувствовав недоверие начальства, он написал рапорт обувольнении с должности. Это решение моряка-профессионала, двадцать летруководившего космическим флотом, вызвало сожаления у всех, кто зналБезбородова, первым возглавившим Морской комплекс.

      НИС«Моржовец», 15.00 МСК. В центре Атлантики продолжались действия поспасению жизни одного человека, сохранению его для своей семьи и дляРодины тоже. Звонок капитана порта по УКВ капитану судна: «Послевыполненной операции больной не транспортабелен по воде и будетдоставлен на борт судна вертолётом. К Вам следуют военнослужащие дляподготовки места высадки больного». Прибывшие военные выбрали местовысадки в районе открытой площадки носовой палубы. Через пять минут надлевым бортом у форштевня завис вертолёт королевских ВВС. Одновременноот берега шла шлюпка с представителями порта. Капитан порта звонил находу капитану «Моржовца» по радио, он попросил разрешения прислатьвторой вертолёт для телевизионной съёмки оказания помощи советскимморякам. Наш капитан был удивлён такой постановкой вопроса, подумав просебя, у нас о таком разрешении и не спросили бы. Улыбнувшись, ВладимирЯковлевич дал добро и осторожно спросил: «можем ли и мы фотографироватьэтот процесс?». Ответ был положительным. Вскоре к борту пришвартоваласьшлюпка со знакомыми лицами, бывшими на борту при эвакуации больного наберег. Спуск больного из вертолёта произведён в течение 10 минут. Начёрно-белых фото, пролежавших в папке автора этих воспоминаний почти 25лет, зафиксирована работа английских десантников.
     Наши гости поспешили в лазарет к Сараеву И.И.Хирург-индус, сделавший операцию, показал послеоперационный шовсудовому врачу, дал необходимые на первое время антибиотики, передалтекст истории болезни.
     Все прибывшие на борт судна, по русскому обычаю,были приглашены в каюту капитана за накрытый стол. Короткое застольепрошло в дружеской обстановке. Не обошлось без шуток. Так, автор этихстрок, обращаясь к капитану порта, заметил, что его имя Георгий и,вероятно, порт на этом острове назван русскими исследователями. Капитанпорта отшутился, сказав, что готов не только отдать нам город, но ивесь остров, пусть не только они, но и русские знают, насколько«сладка» служба на скалистом острове вдали от земных материков. Поокончании застолья капитан попросил своего помощника внести подарки.Все гости получили наборы российского спиртного с красной икрой икоробками шоколадных конфет. Капитан, от себя и всех моряков судна,выразил глубокую благодарность врачу за оказание неотложной медицинскойпомощи. Поблагодарил капитана порта и всех участников операции спасенияжизни советского моряка. Английские гости пожелали нам счастливогоплавания.
 
     Москва,21.30. С борта НИС «Моржовец», на пункт управления Морским комплексомпоступила радиограмма о выходе судна из порта с

4
больным на борту: «…отношение властей доброжелательное. Задержались с выходом из-затрудностей доставки больного. Она произведена вертолётом. Самочувствиебольного хорошее. Следуем в точку работы Южной Атлантики. НЭ Выдранков,КМ Радченко».
     В заключение рассказа, приведу выдержку из Уставаслужбы на морских судах Академии Наук СССР, который был разработан всоответствии с Уставом Всемирного мореплавания:
     Статья 107: «В случае необходимости срочнойквалифицированной медицинской помощи больному, которая не может бытьоказана на судне в море, капитан обязан зайти в близлежащий порт,известив об этом судовладельца».

     Добавлюещё два штриха к этому очерку.В день захода НИС «Моржовец» на о.Вознесения ближайшие советские суданаходились в радиусе 500-800 миль, т.е. в двух сутках хода. Старшийэлектрик Илья Иванович Сараев после этого случая продолжал ходить врейсы на судах Морского космического флота. В 1993 году, передрасформированием Морского комплекса, он работал в составе экипажа НИС«Космонавт Владислав Волков».

      Ред.А.Капитанов, март 2006г.
 
     

МОРСКАЯ ВАХТА СЕРГЕЯ КОРОЛЕВА
     ФОРМИН Г.М.

 
5

66

77

8

9

10

11

12

13

14


 

© Морской космический флот, 2008-2013
Юридическая информация
qwert505@bk.ru

создание сайтов - Webis Group