Региональная общественная организация  - Клуб ветеранов Морского космического флота
карта сайта
Морской космический флот - Региональная общественная организация
 
 
Новости
Объявления
Дни рождения
История флота
Суда
Люди
Память о наших товарищах
РОО «Клуб ветеранов МКФ»
Музей МКФ
Фото
Мемуары, стихи, песни, книги
Разное
Форум
Гостевая книга
Ссылки
Контакты


60 лет Плавучему измерительному комплексу Министерства обороны СССР

26 марта 2019 пїЅ.

60 лет Плавучему измерительному комплексу Министерства обороны СССР.

Космос начинается с Камчатки. До Камчатки – суборбитальные полёты. В 1959 году, 60 лет назад, с непосредственным участием С.П.Королёва было организовано уникальное и многие годы совершенно секретное соединение кораблей Военно-морского флота.

5 января 1959 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 18-6 «О создании плавучего измерительного комплекса для проведения испытаний изделий типа Р-7. В нём говорилось:

«Москва, Кремль                                Совершенно секретно

5 января 1959 г.                                  Особой важности

Хранить наравне с шифром

 

В целях обеспечения испытаний изделий Р-7, Р-7А и Р-16 на полную дальность Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЮТ:

1. Принять предложение … о создании плавучего измерительного комплекса для проведения испытаний изделий Р-7, Р-7А и Р-16 на полную дальность.

3. Возложить руководство работами:

а) по созданию плавучего измерительного комплекса на Министерство обороны СССР (тт. Малиновского, Горшкова, Неделина);

9. Обязать Министерство обороны СССР:

а) укомплектовать плавучие измерительные пункты необходимым личным составом, включая и расчеты для обслуживания измерительной аппаратуры, средств связи и аппаратуры единого времени;

б) сформировать отдельный отряд вертолетов в составе четырех машин Ка-15, с размещением на плавучих пунктах, обеспечив его необходимым материально-техническим оборудованием;

в) определить место дислокации плавучих измерительных пунктов и обеспечить плавучий измерительный комплекс береговой базой».

В марте 1959 г. командиром войсковой части 10573 – Плавучего измерительного комплекса Министерства Обороны СССР – назначается капитан 1-го ранга Юрий Иванович Максюта. Министерство Морского флота выделило для ВМФ четыре новых сухогруза.

Ю.И.Максюта встретил войну в 1941 г., участвовал в обороне Одессы, Керчи, Севастополя. Он первым привёл в Севастополь линкор, названный именем этого города после его освобождения, лично сопровождал делегацию США на Ялтинской конференции и даже командовал их кораблём! Принимал полученные по репарации корабли побеждённых Германии, Италии и Румынии, вводил их в строй. После войны стоял у истоков разработки ракетных систем ПВО Военно-морского флота. Позже в звании контр-адмирала возглавил Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт, вырастил целую плеяду учёных, наконец, встанет у истоков отечественной спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. За запуск первого навигационного спутника получит Ленинскую премию. А корабли на протяжении 35 лет будут не только работать по межконтинентальным ракетам, но и сопровождать над Тихим океаном все без исключения космические аппараты и космонавтов, начиная с Ю.А.Гагарина.

По решению Совета Министров СССР  № 1020рс от 22 апреля 1959 г. была проработана легенда прикрытия плавучего измерительного комплекса, в соответствии с которой соединение обозначалось как  «4-я Тихоокеанская океанографическая экспедиция». В ускоренном режиме были уточнены варианты скрытного перехода кораблей из Ленинграда в Петропавловск-Камчатский, режимы работы радиоэлектронных средств и способы маскировки специальных средств измерений. Легенда кораблей –экспедиционно-океанографические суда – ЭОС. После серьёзных дискуссий Президиум ЦК КПСС вынес решение о переходе Северным Морским Путём. Устанавливаются жёсткие сроки: «Обязать Министерство морского флота обеспечить первоочередную проводку указанных четырёх4-х судов Северным морским путем с прибытием к месту назначения (Петропавловск-на-Камчатке) не позднее 10-15 октября 1959 г».

В мае 1959 г. экипажи перевели из казарм в кубрики и каюты кораблей «Сибирь», «Сахалин», «Сучан» и «Чукотка» – так стали называться бывшие «Павлоград», «Пермь», «Первоуральск» и «Прокопьевск». В соответствии с режимом маскировки на кораблях были подняты флаги Гидрографической службы ВМФ СССР. Экипажи возглавили опытные моряки, имевшие за плечами большой опыт военно-морской службы и управления кораблями различных классов: «Сибирь» –  капитан 2-го ранга В.А. Седов, «Сахалин» – капитан 2-го ранга В.В. Зонов, «Сучан» – капитан 2-го ранга П.Е. Васильков, «Чукотка» – капитан 3-го ранга И.К. Пилипенко. Большой опыт эксплуатации и судовождения имели штурманы, связисты и механики: флагманский штурман капитан 3-го ранга А.И. Сахаров, флагманский связист капитан 3-го ранга И.Т. Шевченко, флагманский механик капитан 2-го ранга А.А. Тихонов, начальники служб специальных измерений: радиотехнической – капитан 3-го ранга Р.Х. Юлдашев, телеметрической – капитан 3-го ранга В.М. Сирож, оптических средств и средств стабилизации – капитан 3-го ранга В.Н. Сорокин, службы СЕВ – капитан-лейтенант В.Н. Сироткин.

В апреле 1959 г. в Ленинград для службы на ТОГЭ-4 прибыли шесть офицеров из НИИ-4 Министерства Обороны. Они были назначены на должности заместителей командиров по специальным измерениям: инженер-майор А.П. Бачурин («Сибирь), инженер-майор Г.М. Карпухин («Сахалин»),  инженер-майор А.В. Лимановский («Сучан»). Инженер-подполковник В.А. Авраменко был назначен на должность заместителя командира ТОГЭ-4, инженер-капитан С.И. Крошко – на должность флагманского специалиста по обработке материалов специальных измерений, инженер-капитан Ю.В. Гичкин – на должность командира группы средств радиотехнических измерений ЭОС «Сибирь».

В июле 1959 г. в полк на аэродром п. Шонгуй с ТОФа прибыли четыре вертолётных экипажа в составе: старший лейтенант Б.Ф. Федоровский – командир звена, старший лейтенант  С.С. Черкасов, старший лейтенант В.Е. Поздеев, старший лейтенант Цыбасов; штурманы: старший лейтенант А. Земляков, старший лейтенант В. Чолак, старший лейтенант С. Дворянинов, старший лейтенант В. Гаврищук. От авиации Северного флота были назначены командиры экипажей: старший лейтенант В.П. Морковин, старший лейтенант Б.И. Зубков, старший лейтенант А.К. Яковенко, старший лейтенант В. Дринясов. Военно-морской флот готовился к первому боевому применению вертолётов.

Приказом ГК ВМФ №00138 от 23.07.1959 г. корабли были введены в состав Военно-морского флота.

Так формировалось уникальное соединение Военно-морского флота.

В 1959 г. перед соединением стояла задача создать первый, самый первый рубеж обороны в холодной войне, показать реальную угрозу вероятному противнику в полном цвете и красках, ничего не скрывая. Предстояло первое испытание межконтинентальной баллистической ракеты на предельную дальность полёта. Надо сделать это, иначе народ потратит впустую и годы, и миллионы рублей. Надо показать нашу предельную силу и возможности!

В качестве полигона был выбран участок в центральной части Тихого океана, удаленный от путей интенсивного судоходства, воздушных трасс и мест рыбного промысла. Позднее он получил название, соответствующее названию научно-исследовательской работы – полигон «Акватория».

Начинать приходилось с нуля. Не было ни времени, ни опробованных методик, ни знающих людей – наиболее опытный имел звание инженер-подполковника. Но через четыре месяца корабли должны были выйти в море, имея на борту всё необходимое. К этому времени из рудовоза нужно было сделать боевой корабль, из сухопутных офицеров и солдат, которые массово пришли на эти корабли, подготовить настоящих моряков (отметим, что флотские офицеры охотно делились своими знаниями). Безусловно, все офицеры и матросы знали или догадывались, что их готовят для испытаний «мощной ракеты». Ну а то, что район будет закрыт для плавания и пролёта иностранных судов и самолётов, сообщили центральные газеты. Всё прочее оставалось тайной до конца жизни Экспедиции, до распада СССР и даже дольше.

Первый стратегический бой холодной войны соединение Ю.И. Максюты дало в конце января 1960 г. Об этом несколько дней писали газеты не только Советского Союза и стран Варшавского договора, но и газеты большинства стран НАТО: «Для исследования космоса Советский Союз запустил мощную ракету!». А как же, улыбнёмся мы, конечно для космоса! Даже американская сторона вынуждена была подтвердить дальность полета и точность попадания в «цель» советской Р-7А. Стало ясно: отныне территория Соединённых Штатов досягаема для СССР. Это была победа С.П. Королёва на стратегическом фронте, и там, в полигоне «Акватория», был «забит колышек»: здесь будет первый рубеж противостояния.

Может быть, и сейчас наших «партнёров» нужно убеждать демонстративными пусками «Авангарда»?

Конечно, холодная война распадается на тысячу своих составляющих. Многие сотни тысяч случаев и эпизодов. Все соединения Военно-морского флота и других видов Вооружённых сил находились в состоянии постоянной боевой готовности. Очень важно было показать вероятному противнику, что наша ракетная триада готова в любую секунду дать залп. Каждый солдат, матрос и офицер с 1960-х по 1980-е гг. ощущал присутствие противника в холодной войне. Тем не менее, большая часть Вооружённых Сил просто находилась в ожидании, охраняла, несла боевое дежурство. Корабли же адмирала Максюты непосредственно участвовали в противостоянии и показывали – да, мы готовы! Да, мы демонстрировали предельную силу Советского Союза, возможности его экономики, науки и производства! Сомневающийся, заходи в океанский район, закрытый для плавания. В этом районе всё предельно просто, и никто не будет жаловаться, если что-то случится с противником. Мы не были ангелами, но и не ждали благородных поступков от экипажей кораблей и самолётов США. Всякое бывало. И пикировали на нас американские «Нептуны» и «Орионы», и грозили орудиями их эсминцы и корветы, но мы делали свое дело, будучи уверенными, что за нами мощь всей страны. А иногда «сомневающиеся» получали осколками боевой части по своим надстройкам. Именно так было с американским кораблём слежения «Генерал Ванденберг», с другими корветами и эсминцами.

Режим открытого моря не подразумевает какого-то приоритета для того или другого государства. Американская сторона всегда выдвигала в район падения головных частей советских ракет корабли военно-морских сил, авиацию. Часто мастерство наших и американских лётчиков предотвращало инциденты и аварии на море. Очень ярким был подвиг экипажа вертолёта кораблей измерительного комплекса при приводнении в 1983 г. советского БОРа (беспилотного орбитального ракетоплана) в Индийском океане. Вертолёт завис над аппаратом и не дал самолётам НАТО ликвидировать его.

С годами менялось «открытое» название соединения: ТОГЭ-4, ТОГЭ-5, ОГЭ-5, 35-я бригада кораблей измерительного комплекса. Все без исключения баллистические ракеты – от Р-7, до «Сатаны», «Скальпеля» и «Булавы» – были испытаны силами ТОГЭ-4, ТОГЭ-5. Сменилось несколько поколений моряков этого уникального соединения. В 1963 г. были получены новые корабли «Чажма» и «Чумикан» –  ТОГЭ-5. А в 1980-х гг.  построили элегантные красавцы «Маршал Неделин» и «Маршал Крылов». Так развивалась 35-я бригада кораблей измерительного комплекса под совершенно секретным названием – Плавучий измерительный комплекс Министерства обороны.

Плавучий измерительный комплекс принимал самое непосредственное участие в обеспечении запусков советских аппаратов к Луне, Венере и Марсу, испытаний советской многоразовой системы «Буран», создании нашей орбитальной группировки, первых обитаемых станций, обеспечивали запуск индийских и европейских аппаратов. Корабли были загружены боевыми работами практически без перерыва, если не считать периоды ремонтов и модернизаций. «В море – дома, на берегу – в гостях». Эта нагрузка дополнялась поисково-спасательными операциями, включая спасение «Салюта-7» и оказание помощи астронавтам США с «Аполлона-13». 

А потом, в новые времена, о них забыли. То ли предельную мощь страны стало стыдно показывать, то ли враги исчезли. Рубеж-то остался, лишь нужно нарисовать на морской карте границы района, закрытого для плавания. А вот тех кораблей, кроме «Маршала Крылова» уже давно нет. Продали. И всё чаще случаются катастрофы космических аппаратов над огромным Тихим океаном. И не придумали ещё потомки Королёва и Гагарина других способов обуздания и контроля ракетной энергии.

 автор: Курочкин Анатолий Михайлович

Председатель Союза ветеранов кораблей измерительного комплекса имени адмирала Ю.И.Максюты. 



« назад

 

 

 


 

© Морской космический флот, 2008-2013
Юридическая информация
qwert505@bk.ru

создание сайтов - Webis Group