Региональная общественная организация  - Клуб ветеранов Морского космического флота
карта сайта
Морской космический флот - Региональная общественная организация
 
 
Новости
Объявления
Дни рождения
История флота
Суда
Академик Сергей Королев
Аксай
Бежица
Боровичи
Ворошилов
Долинск
Ильичёвск
Кегостров
Космонавт Виктор Пацаев
Космонавт Владимир Комаров
Космонавт Владислав Волков
Космонавт Георгий Добровольский
Космонавт Павел Беляев
Космонавт Юрий Гагарин
Краснодар
Моржовец
Невель
Ристна
Люди
Память о наших товарищах
РОО «Клуб ветеранов МКФ»
Музей МКФ
Фото
Мемуары, стихи, песни, книги
Разное
Форум
Гостевая книга
Ссылки
Контакты


Региональная общественная организация - Клуб ветеранов Морского космического флота » Суда 

Краснодар



     Необходимость создания измерительных пунктов вне территории страны возникла в 1959 году в связи с запуском первой межпланетной станции. По расчетам наиболее выгодным местом для них оказалась зона Гвинейского залива в Атлантическом океане. Тогда в одном из научно-исследовательских институтов образовали группу сотрудников, которой поручили разработать план создания таких пунктов. В результате исследований с участием моряков, баллистиков, специалистов по траекторным и телеметрическим измерениям, связистов, дипломатов после рассмотрения многих вариантов было обосновано создание плавучих измерительных пунктов на океанских судах.
 
     Прошедшие годы полностью подтвердили правильность и преду-смотрительность принятого решения. Оно оправдалось и с научной, и с экономической точек зрения. Корабельные измерительные пункты оказались наилучшим средством для выполнения космических измерений в тех районах Земли, в которых измерения не должны вестись постоянно. Подвижность научно-исследовательских судов, то есть способность работать именно там, где это нужно для очередного космического запуска, относится к наиболее важным и незаменимым свойствам НИС. Воплощением такого решения в будущем стало строительство экспедиционного космического флота. Судостроители и конструкторы судовых радиотехнических систем подчас должны были идти неизведанными инженерными путями.
 
     Тогда же, в 1959 году, на проектирование и строительство специальных научно-исследовательских судов времени не оставалось, было решено переоборудовать под плавучие измерительные пункты грузовые суда торгового флота.
 
     Для этого Черноморское пароходство выделило теплоходы "Краснодар" и "Ильичевск", построенные еще до Великой Отечественной войны. Балтийское пароходство предоставило недавно построенный теплоход "Долинск". Эти три судна сняли с морских перевозок и дали в распоряжение научно-исследовательского института. Суда переоборудовали у причалов морских торговых портов Ленинграда и Одессы. На судах установили радиотелеметрическую аппаратуру. Были взяты автомобильные телеметрические станции, кузовы вместе с размещенной в них аппаратурой снимали с шасси автомобилей, опускали в грузовой трюм и крепили там по-походному. В отдельных помещениях оборудовались фотолаборатории. В трюме разместили также бензоэлектрические агрегаты питания.
 
     На верхнем мостике каждого судна устанавливались кронштейны для крепления телеметрических антенн. Радиосвязь с наземными службами управления космическим полетом осуществлялась с помощью судовых радиостанций.
 
    Для обслуживания радиотехнической и другой экспедиционной аппаратуры и проведения запланированных работ для каждого из трех судов сформировали экспедицию в составе 8-10 человек из персонала наземных измерительных пунктов и сотрудников института. В первый рейс теплоходы "Краснодар" и "Ильичевск" вышли из Одессы 1 августа 1960 года. "Долинск" ушел из Ленинграда позже, 30 августа, так как его скорость в полтора раза превышала скорости двух других судов. 19 сентября суда прибыли в точки, назначенные для проведения сеансов связи, и приступили к тренировкам.
 
     На первых порах возникли большие трудности в поддержании радиосвязи со службами управления космическим полетом. В отдель-ные периоды связь полностью нарушалась из-за плохих условий прохождения радиоволн. Для ретрансляции сигналов пришлось использовать промежуточные радиоцентры, например радиостанцию поселка Мирный в Антарктиде.
 
    Телеметрическая аппаратура, сконструированная для работы на наземных измерительных пунктах, которую установили на судах, при высокой температуре и влажности, характерных для тропической зоны океана, часто выходила из строя. Без оборудования, рассчитанного на условия тропиков, трудно было проявлять большое количество фотопленок. Но в процессе тренировок приобретались необходимый опыт и навыки быстрой выдачи экспресс-информации, выявлялись рекомендации для последующего более основательного переоборудования судов.
 
     Первый экспедиционный рейс продолжался до ноября. В процессе тренировок была отработана технология подготовки и проведения телеметрических измерений в океане, но сеансы связи с реальными объектами не проводились. Суда возвратились на Черное море: "Долинск" - в Новороссийск, "Краснодар" и "Ильчевск" - в Одессу. Второй экспедиционный рейс начался в январе 1961 года. Предстоял запуск первой в мире автоматической межпланетной станции к Венере. Теплоход "Долинск" вышел в исходную точку недалеко от острова Фернандо-По в Гвинейском заливе, "Краснодар" и "Ильичевск" расположились на трассе полета космической станции "Венера-1" в районе экватора.
 
    Работа в океане состоялась 12 февраля. Плавучие измерительные пункты приняли телеметрическую информацию с межпланетной станции. Возможность успешной работы корабельных измерительных пунктов была подтверждена на практике. После успешного проведения сеансов связи с межпланетной станцией суда зашли в африканские порты для пополнения запасов провизии и пресной воды и для отдыха участников экспедиций.
 
    В это время завершалась подготовка к запуску первого пилотируемого космического корабля "Восток". В Центре управления полетом было принято решение использовать плавучие измерительные пункты для телеметрического контроля за работой бортовой аппаратуры космического корабля. Особенно важно было получить оперативную телеметрическую информацию о времени включения и выключения тормозной двигательной установки и о работе бортовых систем на участке торможения. Экспедиции на теплоходах "Краснодар", "Ильичевск" и "Долинск" провели работу с беспилотными космическими кораблями, запуск которых предшествовал историческому полету Юрия Гагарина. Во время этих запусков детально проверялись все звенья, участвующие в выведении космических кораблей на орбиту, в управлении их полетом и посадке на Землю. В том числе проверялась работа корабельных измерительных пунктов.
 
    Корабельные измерительные пункты, расположенные в Атлантическом океане на трассе космического полета 12 апреля 1961 года, успешно приняли телеметрическую информацию о работе бортовых систем космического корабля "Восток" и научную информацию о жизнедея-тельности космонавта. Информация была передана в Центр управления полетом в установленные сроки. С этого памятного дня уже ни один запуск межпланетных станций и пилотируемых космических кораблей не проводился без участия плавучих измерительных пунктов. После работы по контролю за полетом космического корабля "Восток" теплоходы возвратились в свои порты. Из трех судов наиболее долго плавал в качестве корабельного измерительного пункта "Долинск". Его экспедиционное оборудование между научными рейсами неоднократно подвергалось модернизации и было для того периода развития космической техники вполне современным.
 
    Главные размерения научно-исследовательского судна "Долинск": наибольшая длина 139,4 м, наибольшая ширина 17,7 м. Водоизмещение с полными запасами 8800 т, осадка 7,0 м. Главная энергетическая уста-новка - дизель мощностью 6300 л. с., скорость полного хода 15 узлов, дальность плавания 16 000 миль. Экипаж судна 42 человека, экспедиция 16 человек.
 
    Научно-техническое оснащение судна составляли станции для приема, регистрации и анализа телеметрической и научной информации, аппаратура единого времени, средства дальней радиосвязи для обмена информацией с Центром управления полетом. После первого пилотируемого полета Ю. А. Гагарина темпы работ по исследованию космического пространства нарастали. Готовился старт космического корабля "Восток-2", старты автоматических станций для облета и фотографирования Луны и др. Плавучие измерительные пункты должны были обеспечить контроль за всеми этими полетами. У них часто даже не оставалось времени для захода в порты, чтобы пополнить судовые запасы. Поэтому в июне 1962 года было принято решение о выделении в распоряжение научно-исследовательского института еще одного судна - танкера "Аксай". Его основной задачей было снабжение топливом и пресной водой находящихся в океане плавучих измерительных пунктов.
 
     Эти суда - "Долинск", "Краснодар", "Ильичевск", "Аксай" -несли почти непрерывную вахту в океане до 1965 года, обеспечивая запуски пилотируемых и автоматических космических объектов. В 1965-1966 годах "Краснодар" и "Ильичевск" были заменены новыми судами - "Бежица" и "Ристна". В это же время (в 1967 году) все суда космической службы были переданы в ведение Отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР, которым с 1951 по 1986 год руководил И. Д. Папанин.

                                                                            ИСТОРИЯ

1-й рейс: 23.09.63г. - пр.нач. 64г. НЭ Поздняков Илья Никитович, ЗНЭ Москалец Альберт Прокофьевич, КМ Козин Борис Савович
2-й рейс: пр.апрель 64г. - . . . . . . 64 г. НЭ Поздняков Илья Никитович, ЗНЭ Савкин Пётр Павлович КМ Амбакадзе Давид Владимирович
3-й рейс: 30.10.65г.- 24.06.66г. НЭ Поздняков Илья Никитович, ЗНЭ Феоктистов Валентин КМ Амбакадзе Давид Владимирович

Уважаемые коллеги! Просим всех, кто работал на этом НИС просим написать о себе и своих товарищах, а также прислать фотографии, на наш сайт - по адресуkalanov@list.ru



© Морской космический флот, 2008-2013
Юридическая информация
qwert505@bk.ru

создание сайтов - Webis Group