Аксай

   

После первого пилотируемого полета Ю. А. Гагарина темпы работ по исследованию космического пространства нарастали. Готовился старт космического корабля «Восток-2», старты автоматических станций для облета и фотографирования Луны и др. Плавучие измерительные пункты должны были обеспечить контроль за всеми этими полетами. У них часто даже не оставалось времени для захода в порты, чтобы пополнить судовые запасы. Поэтому в июне 1962 года было принято решение о выделении в распоряжение научно-исследовательского института еще одного судна — танкера «Аксай». Его основной задачей было снабжение топливом и пресной водой находящихся в океане плавучих измерительных пунктов.

«Аксай» — теплоход с дизельной энергетической установкой мощностью 2900 л. с. Его главные размерения: наибольшая длина 105,4м, наибольшая ширина 14,8 м. Водоизмещение 5000 т, осадка 5.0м. Скорость полного хода 14 узлов, дальность плавания 10 000 миль. Экипаж судна 39 человек. На «Аксае» были установлены аппаратура для приема и обработки телеметрической информации и аппаратура единого времени, ее обслуживала экспедиция в составе шести человек. Таким образом, попутно со снабжением научно-исследовательских судов водой и топливом «Аксай» мог принимать со спутников телеметрическую информацию.

В первый рейс «Аксай вышел из Одессы 3 сентября 1962 года. Он прошел через Суэцкий канал и Красное море в Индийский океан и дальше мимо южной оконечности Африки в Атлантический океан. Передав топливо и воду научно-исследовательским судам и проведя серию сеансов связи, «Аксай» через три месяца тем же путем вернулся в Одессу. Рейс был трудным, так как на протяжении всего похода танкер преследовали жестокие штормы.

Эти суда — «Долинск», «Краснодар», «Ильичевск», «Аксай» -несли почти непрерывную вахту в океане до 1965 года, обеспечивая запуски пилотируемых и автоматических космических объектов. В 1965-1966 годах «Краснодар» и «Ильичевск» были заменены новыми судами — «Бежица» и «Ристна». В это же время (в 1967 году) все суда космической службы были переданы в ведение Отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР, которым с 1951 по 1986 год руководил И. Д. Папанин.

Краткая справка

Танкер и плавучий измерительный пункт, научно-исследовательское судно (НИС).
Порт приписки – г. Батуми.
Основной район работы – Атлантический океан.
Назначение – приём телеметрической информации с борта космического аппарата и обеспечение связи Группы (Центра) управления полётами с космонавтами.

Судно построено в 1961 г. по проекту 6404 на верфи «Rauma Repola», Финляндия.
Водоизмещение полное 6 480 т.
Длина 105,4 м.
Скорость 14 уз.
Осадка 6,2 м.
ИМО 5007364

Входило в состав Плавучего телеметрического комплекса (ПТК) НИИ-4 Министерства обороны СССР. С 1970 г. ходило под легендой судна Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).

С 1962 по 1972 год выполнило 8 экспедиционных рейсов.
Списано в 1984 г.

Хроника

1-й рейс: 20.09.1963г. — 11.01.1964г. НЭ Дулин Юрий Васильевич, ЗНЭ Пономарёв Вадим Михайлович, КМ Понтака Василий Андреевич. (это 4-й экспедиционный рейс и 11-й по счёту с нач.экспл.)
2-й рейс: 20.03.1964-07.10.1964г. НЭ Дулин Юрий Васильевич, ЗНЭ Феоктистов Валентин Сергеевич. КМ Веретеничев Александр Сергеевич.
3-й рейс: 20.11.1964г. — 20.06.1965г. НЭ Феоктистов Валентин Сергеевич, ЗНЭ Супонев Александр Павлович. КМ Понтака Василий Андреевич.
4-й рейс: 29.09.1965г. — 09.05.1966г. (у Суп. Вых. 25.09. ??) НЭ Пономарев Вадим Михайлович, ЗНЭ Супонев Александр Павлович. КМ Евстифеев Виктор Михайлович.
5-й рейс: май 66г. — дек 66 г. (экватор 15.07.66г.) НЭ Савкин Пётр Павлович, ЗНЭ Пинахин Владимир Павлович, КМ Сударчиков Эдуард Гаврилович.
6-й рейс: 15.07.67г. — 02.11.67г. НЭ Ремнёв Николай Никитич., ЗНЭ Минкин Анатолий Иванович, КМ Сударчиков Эдуард Гаврилович.
. . . . . . . . . . . . здесь был инспекционный рейс с Гнидкиным Алексеем Семёновичем : . . . . . . . . . . . . . . . . ..

Рейс: 72 г., инспекционный рейс, в составе: НЭ Масенков Сергей Леонович; секретарь парткома СКИ Табачков ; ЗНЭов Кандалов ; КМ Григорян Сергей Макарович.

Весна 1972г, демонтаж установленной аппаратуры., возвращение судна арендодателю, Грузинскому морскому пароходству.