Космонавт Владимир Комаров

    НИС «Космонавт Владимир Комаров» —  первое по времени постройки научно-исследовательское судно космического флота, которое принадлежало к универсальному типу, то есть было способно выполнять в океане все функции стационарных измерительных пунктов. По своей компоновке, составу космических и служебных систем, по решаемым задачам оно существенно отличалось от научно-исследовательских судов, находившихся к тому времени в эксплуатации. В 1989 году научно-исследовательское судно «Космонавт Владимир Комаров» было выведено из состава НИС космического флота. Судно имеет две платформы, четыре палубы, носовую и кормовую надстройки. Его главные размерения: наибольшая длина 155,7 м, наибольшая ширина 23,3 м, высота борта у миделя 14,8 м. Водоизмещение с полными запасами 17 850 т, осадка 8,8 м.

    Главная энергетическая установка — дизель мощностью 9000 л. с. Скорость полного хода 15,8 узла, дальность плавания 18 000 миль. Судовые запасы: топливо — 5500 т, смазочные масла — 86 т, питьевая и мытьевая вода — 320 т. Экипаж научно-исследовательского судна 120 человек, и около 120 человек составляет научная экспедиция.

    Энергоснабжение общесудовых потребителей осуществляется от электростанции мощностью 900 кВт. Экспедиционное оборудование получает ток от отдельной электростанции мощностью 2400 кВт. Системы кондиционирования воздуха и вентиляции поддерживают в лабораториях, жилых и общественных помещениях постоянную температуру около 20 «С при изменении температуры наружного воздуха в диапазоне от — 30 до + 30 °С.
Космические и служебные системы. Установленная на НИС «Космонавт Владимир Комаров» многофункциональная командно-измерительная система работала в диапазоне дециметровых волн. Она осуществляла измерение дальности и радиальной скорости космических объектов, прием телеметрической и научной информации, передачу командной информации, ведение переговоров с космонавтами. Все элементы космических и служебных систем были охвачены общим контролем и управлением.

    Две остронаправленные антенны (приемная и передающая) с пара-болическими зеркалами диаметрами по 8 м, параметрические входные усилители, охлаждаемые жидким азотом, мощные передающие устройства позволяли поддерживать радиосвязь с космическими объектами до окололунных расстояний. Такая связь с корабельного измерительного пункта впервые была осуществлена при работах с автоматическими межпланетными станциями «Зонд-4» и «Зонд-5».

    Третья параболическая антенна диаметром 2,1 м осуществляла автоматическое сопровождение спутников и вырабатывала сигналы для коррекции программы наведения антенн. Все три антенны установлены на стабилизированных платформах; 8-метровое зеркало вместе с двухосным опорно-поворотным устройством и стабилизированной платформой весит 28 т, вес малой антенны с платформой 18 т.

    Антенны помещены под радиопрозрачные укрытия, диаметр которых 18м, диаметр укрытия для малой антенны 7,5 м. По конструкции все три укрытия одинаковы. Вес большого укрытия 20 т, малого — 2 т. Они состоят из трехслойных панелей, изготовленных из стеклопластика. Панели соединены между собой клеем. Снаружи укрытия окрашены радиопрозрачной краской, обладающей водоотталкивающими свойствами. Для монтажа и ремонта антенн в средней части шаров сделаны разъемные соединения, позволяющие в случае необходимости снять их верхние части. Потери электромагнитной энергии при прохождении через радиопрозрачные панели не превышают 1 %. Служебные системы НИС «Космонавт Владимир Комаров» имели тот же состав и примерно такие же характеристики (с учетом модернизаций и дооснащений за время эксплуатации), что и на других универсальных судах космического флота. Аппаратура космических и служебных систем размещалась на судне в 43 лабораториях. Прием и передачу радиосигналов осуществляли 40 антенн различных типов.

    Помехи радиоприему.
         На НИС «Космонавт Владимир Комаров» впервые в практике создания научно-исследовательских судов на площадке очень ограниченных размеров было сосредоточено большое число антенн для мощных передатчиков и высокочувствительных приемников различных диапазонов волн, причем многие из них должны были работать одновременно. В этих условиях неминуемы серьезные трудности из-за взаимных радиопомех. Наиболее сильные помехи создают передатчики, работающие на близких частотах. Радиоприему мешают также их неосновные излучения — на гармониках, субгармониках, комбинационных частотах и т. д. Приходится учитывать и паразитные излучения гетеродинов в приемниках

 

    Существенный вес в создании помех принадлежит эффекту переизлучения. В роли переизлучателей выступают мачты, рубки, леерные ограждения, соседние антенны, элементы рангоута и такелажа. Токи, наведенные при работе передатчиков и протекающие в соединениях с плохими контактами, также становятся источниками помех. Сложность электромагнитной обстановки усугубляется еще и тем, что передающие и приемные антенны, сопровождая спутник во время сеанса связи, изменяют свое положение, и их диаграммы направленности попадают на все новые надстройки, мачты и на другие антенны.

 

    Известны три пути борьбы с помехами. Это способы частотного, временного и пространственного разнесения сигналов. Способ частотного разнесения состоит в том, что для работы передающих и приемных радиосредств выбирают различные участки частотного диапазона. Правильный выбор затрудняется тем, что нужно учитывать не только номинальные частоты радиосигналов, но и неосновные излучения, подавление которых часто представляет трудную задачу. Существуют также различные меры борьбы с помехами, основанные на использовании спектральных характеристик сигналов, например применение псевдослучайных сигналов.

    Способ временного разнесения сигналов состоит в строгой регламентации порядка и времени включения всех судовых радиосредств. Способ пространственного разнесения требует возможно большего удале-ния одной от другой передающих и приемных антенн, что без особого труда реализуется на наземных измерительных пунктах, но встречает непреодолимые затруднения на судах космического флота. На этих судах антенны рассредоточены по палубам и мачтам так, чтобы антенны как можно меньше затенялись одна другой, надстройками и мачтами, а приемные антенны отстояли подальше от передающих. Приемные антенны размещают в носовой части судна, передающие — на корме. Эффект затенения антенн по возможности устраняется выбором курса судна относительно трассы космического полета.

    Обитаемость. Аппаратура космических и служебных систем, установленных на НИС «Космонавт Владимир Комаров», разрабатывалась в 50-х годах и имела значительно большие габариты и веса, чем габариты и веса современной аппаратуры аналогичного назначения. Она требовала для своей установки и эксплуатации больших лабораторных площадей, что приводило к относительному сокращению площадей под жилые и общественные помещения. Поэтому условия обитаемости здесь оказались более стесненными, чем условия на универсальных НИС космического флота, построенных позднее. Члены экипажа и экспедиции размещаются в одноместных, двухместных и четырех-местных каютах. На судне имеются провизионные кладовые с холодильными камерами, два камбуза, столовая экипажа и экспедиции, две кают-компании. Для проведения досуга предусмотрены салон отдыха, библиотека, спортзал и плавательный бассейн.

    Строительство. К тому времени, когда началось проектирование научно-исследовательского судна «Космонавт Владимир Комаров», космический флот состоял из нескольких судов, способных выполнять лишь самые простые операции по контролю за космическими полетами. Между тем быстрые темпы развития советской космонавтики, характерные для 60-х годов, требовали многократного расширения задач, решаемых судами. Понадобилось судно универсального типа, способное полностью заменить стационарный измерительный пункт, работающий с околоземными и межпланетными космическими объектами в любой точке Мирового океана. Было решено создать такое научно-исследовательское судно на базе сухогрузного теплохода «Геническ», который после постройки совершил всего один рейс на Кубу. В январе 1967 года теплоход был ошвартован у стенки судостроительного завода в Ленинграде; на проектирование и переоборудование судна отводилось шесть меся-цев. В апреле 1967 года судну было присвоено имя летчика-космонавта СССР Владимира Комарова. Предстояло переоборудовать судно так, чтобы на нем можно было разместить сложные крупногабаритные радиотехнические системы, которые до того времени устанавливались только на наземных измерительных пунктах, создать благоприятные условия для работы и жизни 240 членов экипажа и экспедиции.

    Прежде всего, нужно было установить две восьмиметровые пapa-болические антенны с двухосными опорно-поворотными устройствами. Для этого была необходима гиростабилизированная платформа, способная сохранять горизонтальное положение с точностью 15 минут при скорости ветра до 20 м/с и волнении моря до шести баллов. В распоряжении конструкторов имелись в то время корабельные посты для стабилизации артиллерийских орудий, которые могли обеспечить заданную точность только при отсутствии ветровых нагрузок. Выход был найден в применении шарообразных радиопрозрачных укрытий, которые защитили антенны и опорно-поворотные устройства не только от ветра, но и от дождя, снега, брызг соленой морской воды и др. Высокая заданная точность наведения антенн потребовала значительного усиления жесткости судового корпуса.

    Необходимое число лабораторных, служебных и жилых помещений не укладывалось в размерения имеющегося корпуса. Поэтому конструкторы увеличили высоту борта на 2,5 м, ввели совершенно новые носовую и кормовую надстройки. Это решило задачу компоновки судна, но значительно ухудшило его остойчивость, что было недопустимо с точки зрения безопасности плавания, и осложнило стабилизацию антенн. Пришлось увеличить ширину судна в его средней части на 2,7 м с помощью дополнительных бортовых отсеков-булей. Для достижения расчетной дальности в состав командно-измерительной системы были включены параметрические усилители, охлаждаемые жидким азотом, для получения которого на судне предусмотрели криогенную установку. Впервые была использована аппаратура для учета качки при измерении радиальной скорости.

    При создании НИС «Космонавт Владимир Комаров» впервые была применена защита персонала от радиоизлучений мощных судовых передатчиков: использована экранировка помещений, введена сигнализация, предупреждающая о работе передающих средств во всех точках судна, где существует опасность облучения.

    Строительство НИС было завершено ходовыми испытаниями в июле 1967 года. Накопленный опыт был впоследствии использован при создании других универсальных судов космического флота. В первый экспедиционный рейс «Космонавт Владимир Комаров» ушел из Ленинграда 1 августа 1967 года. Судно получило приписку к порту Одессы.

    Экспедиции. Корабельный измерительный пункт на НИС «Космонавт Владимир Комаров» эксплуатировался почти 22 года — до мая 1989 года. За это время совершено 27 экспедиционных рейсов продолжительностью от одного до одиннадцати месяцев, пройдено в океанах более 700 тысяч миль, на это ушло 13 с лишним лет «чистого» плавания. «Космонавт Владимир Комаров» участвовал в контроле и управлении полетом космических объектов практически всех типов — от орбитальных станций «Салют» и «Мир», космических корабдей «Союз» и «Прогресс» до межпланетных станций «Венера» и «Вега». Работа разгонных двигателей ракет-носителей при запуске станций «Вега-1» и «Вега-2» он контролировал из точки в Атлантическом океане с коор-динатами 9° с. ш., 17° з. д. В контроле участвовали еще два НИС: «Кегостров» (30° ю. ш., 38° з. д.) и «Моржовец» (40° ю. ш., 53° з. д.).

    «Космонавт Владимир Комаров» возвратился в Одессу из последнего экспедиционного рейса 22 мая 1989 года. Судно перебазировали в бассейн Балтийского моря, и после переоборудования оно будет использоваться для научных исследований, но уже по другому профилю.

 

                                                                                     

                                                                                       ИСТОРИЯ

День подъёма флага — 04.07.1967г.
1-й рейс: 01.08.1967г. — 21.12.1967г. НЭ Поздняков Илья Никитович, ГИ Дымов Олег Михайлович, ЗНЭС Ельяшевич Виталий Янович. КМ Матюхин Адольф Васильевич, ст.пом.Якименко Виктор Дмитриевич, перв.пом.Потехин Геннадий Николаевич, гл.мех.Шаров Юлий Николаевич.
2-й рейс: 03.04.1968г.(п.Ленинград) — 18.06.1968г. НЭ Поздняков Илья Никитович, ГИ Дымов Олег Михайлович, ЗНЭС Шкут Павел Тихонович, КМ Матюхин Адольф Васильевич, Ст.пом.Шевченко Алексей Ильич, Пер.пом.Потехин Геннадий Николаевич , гл.мех.Шаров Юлий Николаевич (Пройдено 28000 миль ???.)
3-й рейс: 02.07.1968г. — 18.12.1968г. НЭ Поздняков Илья Никитович, ГИ Дымов Олег Михайлович, ЗНЭС Шкут Павел Тихонович, КМ Матюхин Адольф Васильевич, ст.пом.Шевченко Алексей Ильич, перв.пом.Потехин Геннадий Николаевич, гл.мех.Шаров Юлий Николаевич.
4-й рейс: 27.12.1968г. — 17.03.1969г. НЭ Поздняков Илья Никитович, ГИ Дымов Олег Михайлович, ЗНЭС Шкут Павел Тихонович. С января 1969г.: НЭ Дымов Олег Михайлович, ГИ Павленко Олег Максимович. КМ Матюхин Адольф Васильевич, ст.пом.Шевченко Алексей Ильич, пер.пом. Потехин Геннадий Николаевич, гл.мех. Шаров Юлий Никол.
5-й рейс: 09.06.1969г. — 10.01.1970г. НЭ Дулин Юрий Васильевич, ГИ Павленко Олег Максимович, ЗНЭС Шкут Павел Тихонович КМ Шевченко Алексей Ильич, ст.пом. Кононов Вениамин Александрович, пер.пом.Трофимов Б.И., гл.мех.Леонтьев Станислав Г.
6-й рейс: 01.03.1970г. — 01.08.1970г. (у Кошева вых.02.04.) НЭ Дулин Юрий Васильевич, ГИ Подобедов С.С., ЗНЭС Курасов Н.Н. КМ Шевченко Алексей Ильич, ст.пом.Кононов Вениамин Александрович, Пер.пом.Потапов Юрий Иванович, л.мех. Леонтьев Станислав Г.
7-й рейс: 11.09.1970г. — 18.04.1971г. (у Кошева вых.02.10.) НЭ Валиев Олег Хаджаевич, ГИ Павленко Олег Максимович, ЗНЭС Курасов Н.Н., ЗНЭппч Пузыня Н.Ф. КМ Борисов Борис Николаевич, ст.пом.Кононов Вениамин Александр-ч., пер.пом.Потапов Юрий Иванович, гл.мех.Леонтьев Станислав Г.
8-й рейс: 23.12.1971г. — 09.10.1972г. НЭ Дулин Юрий Васильевич, ГИ Круглов Борис Николаевич, ЗНЭС Готовский Альберт Адольфович, ЗНЭппч Космодемьянский В.В. КМ Шевченко Алексей Ильич, ст.пом.Кононов Вениамин Александрович, пер.пом.Потапов Юрий Иванович, гл.мех.Леонтьев Станислав Г.
9-й рейс: 06.03.1973г. — 02.08.1973г. НЭ Никифоров Владимир Геннадиевич, ГИ Круглов Борис Николаевич, ЗНЭС Готовский Альберт Адольфович, ЗНЭппч Осолинский Пётр Иванов. КМ Кононов Вениамин Александрович,ст.пом.Кирилюк Евгений Викторович, перв.пом.Потапов Юрий Иванович, гл.мех.Леонтьев Станислав Г.
10-й рейс: 05.12.1973г. — 23.02.1974г. НЭ Никифоров Владимир Геннадиевич, ЗНЭ Круглов Борис Николаевич, ЗНЭС Готовский Альберт Адольфович, ЗНЭппч Осолинский Пётр Иванов. КМ Шевченко Алексей Ильич, ст.пом.Кирилюк Евгений Викторович, перв.пом.Потапов Юрий Иванович, гл.мех.Леонтьев Станислав Г.
11-й рейс: 14.05.1974г. — 16.11.1974г.(08.12.74г.???)(у Кош.приб.08.12.!) НЭ Круглов Борис Николаевич, ЗНЭ Маслов Алексей Васильевич, ЗНЭС Деркач Виталий Тимофеевич, ЗНЭппч Осолинский Пётр Иванович. КМ Шевченко Алексей Ильич, ст.пом.Кирилюк Евгений Викторович, пер.пом. Потапов Юрий Иванович, гл.мех. Ключников Ю.И.
12-й рейс: 27.05.1975г. — 24.08.1975г. Есть виньетка Кошева В.П. НЭ Никифоров Владимир Геннадиевич, ГИ Маслов Алексей Васильевич, ЗНЭС Готовский Альберт Адольфович, ЗНЭппч Осолинский Пётр Иванович. КМ Кононов Вениамин Александрович,ст.пом.Кирилюк Евгений Викторович, пер.пом.Суетов П.Е. , гл.мех.Леонтьев Станислав Г.
13-й рейс: 20.09.1975г. — 24.12.1975г. НЭ Никифоров Владимир Геннадиевич, ЗНЭ Маслов Алексей Васильевич, ЗНЭС Готовский Альберт Адольфович, ЗНЭппч Осолинский Пётр Иванович. КМ Кононов Вениамин Александрович, ст.пом.Аверьянов Б.И. пер.пом.Суетов П.Е., гл.мех.Леонтьев Станислав Г.
14-й рейс: 12.09.1976г. — 05.07.1977г.(08.04.77г. -Павленко и у Кошева тоже) 08.03.77г. — 05.07.77г. — по инф.Голованенко — !!!!!!!!!!!!!!!!!!! ? НЭ Маслов Алексей Васильевич, ГИ Черников Анатолий Фёдорович, ЗНЭС Голованенко Николай Николаевич, ЗНЭ Осолинский Пётр Иванович. КМ Кононов Вениамин Александрович,ст.пом.Кирилюк Евгений Викторович, пер.пом.Добровольский А.С., гл.мех.Леонтьев Станислав Г.
15-й рейс: 31.10.1977г. — 20.03.1978г. — от ЮТ НЭ Маслов Алексей Васильевич, ГИ Черников Анатолий Фёдорович, ЗНЭС Голованенко Николай Николаевич, ЗНЭппч Осолинский Пётр Иванов. КМ Кононов Вениамин Александрович, ст.пом.Горяинов А.Б. , пер.пом.Добровольский А.С., гл.мех.Леонтьев Станислав Г.
16-й рейс: 30.05.1978г. — 27.10.1978г. — Есть фотовин. Ю.Толмачёва НЭ Маслов Алексей Васильевич, ГИ Черников Анатолий Фёдорович, ЗНЭС Голованенко Николай Николаевич, ЗНЭппч Осолинский Пётр Иванов. КМ Кононов Вениамин Александрович, ст.пом.Горяинов А.Б., Пер.пом.Яшин Ю.А., гл.мех.Леонтьев Станислав Г.
17-й рейс: 30.01.1979г. — 24.08.1979г. — Есть фотовин. ЮТ! НЭ Маслов Алексей Васильевич, ГИ Черников Анатолий Фёдорович, ЗНЭ Осолинский Пётр Иванович, ЗНЭС Лагодин Александр Николаевич,Пого? Власов В.П.???? КМ Кононов Вениамин Александрович, ст.пом.Голоскубов Н.Т., Пер.пом.Яшин Ю.А., гл.мех.Ключников Ю.М.
18-й рейс: 29.11.1979г. — 05.01.1980г. дата — от Ю.Т. НЭ Маслов Алексей Васильевич, ГИ Черников Анатолий Фёдорович, ЗНЭС Голованенко Николай Николаевич, ЗНЭппч Осолинский Пётр Иванов. КМ Кононов Вениамин Александрович, ст.пом.Матвиенко Г.А., пер.пом.Яшин Ю.А., гл.мех.Леонтьев Станислав Г.
19-й рейс: 21.08.1980г. — 17.10.1980г. Есть фотовин.за эт.рейс,ЮТ НЭ Маслов Алексей Васильевич, ГИ Аникеев Михаил Александрович,Черник.? ЗНЭС Голованенко Николай Николаевич, ЗНЭппч Осолинский Пётр Иванович. КМ Кононов Вениамин Александрович, ст.пом.Матвиенко Г.А. пер.пом. Яшин Ю.А., гл.мех. Леонтьев Станислав Г. В этом рейсе (пр.в сентябре) произошёл таран японского рыболовного судна. Лето (второе или третье воскр.июня? — День медика) Понедельник — таран!
20-й рейс: 11.11.1980г. — 25.12.1980г. Есть фотовин., Ю.Толмачёв НЭ Маслов Алексей Васильевич, ГИ Аникеев Михаил Александрович, Черник.? ЗНЭС Голованенко Николай Николаевич, ЗНЭппч Осолинский Пётр Иванович (Дятлов Вячеслав Иванович, ??, Баярский .. .. ??) КМ Кононов Вениамин Александрович, ст.пом.Матвиенко Г.А., Пер.пом. Яшин Ю.А., гл.мех. Леонтьев Станислав Г.
21-й рейс: 29(?) 30.12.1980г. — 04.07.1981г. инф.- ЮТ НЭ Маслов Алексей Васильевич, ГИ Черников Анатолий Фёдорович, ЗНЭС Голованенко Николай Николаевич, ЗНЭппч Осолинский Пётр Иванович. КМ Кононов Вениамин Александрович, ст.пом.Матвиенко Г.А. , Пер.пом. Яшин Ю.А. , гл.мех. Леонтьев Станислав Г.
22-й рейс: 22.04.1982г. — 18.11.1982г.(21.11.82г.)- вин.Кошева В.П. НЭ Маслов Алексей Васильевич, ГИ Черников Анатолий Фёдорович, ЗНЭС Голованенко Николай Николаевич, Осолинский Пётр Иванович. КМ Кононов Вениамин Александрович, ст.пом.Матвиенко Г.А. , Пер.пом.Яшин Ю.А., гл.мех.Леонтьев Станислав Г.
23-й рейс: 25.03.1983г. — 22.10.1983г. — виньетка Кошева В.П.,приб.22.10! (Возвращение 12.06.83г. — у Павленко и у Кошева в отд.списке.Приб.12-18.06. Чему же верить?)) У Голованенко так: 17.06.83г. — 20.10.83г.(в Ялту) Всего 126 суток. НЭ Черников Анатолий Фёдорович, ГИ Кошев Вячеслав Петрович. ЗНЭС Голованенко Николай Николаевич, ЗНЭппч Дятлов В.Е. КМ Кононов Вениамин Александрович, ст.пом.Матвиенко Г.А., Пер.пом.Яшин Ю.А. , гл.мех.Леонтьев Станислав Г. <Салют-7>, <Союз Т-8>, <Союз Т-9>, <Прогресс-17>, <Венера-15>, <Венера-1>.
24-й рейс: 19.06.1983г. — 22.10.1983г.- инф.Павленко(у Голов.20.10.Ялта) НЭ Черников Анатолий Фёдорович, ГИ Кошев Вячеслав Петрович, ЗНЭС Голованенко Николай Николаевич, ЗНЭппч Дятлов В.Е. КМ Кононов Вениамин Александрович. Всего (Голов.) — 126 сут.
… рейс: 22.11.83г. — 28.12.83г. — вс.7 сут. — инф.Голованенко (как считать этот королткий выход?
25-й рейс: 27.01.1984г. — 22.(24?)08.1984г. (у Кошева приб.21.08.) Есть виньетка Кошева, она за <24> эксп.рейс, в ней прибытие — 28.08.84г. НЭ Черников Анатолий Фёдорович, ГИ Кошев Вячеслав Петрович ЗНЭС Голованенко Николай Николаевич, ЗНЭппч Дятлов В.Е. КМ Кононов Вениамин Александрович.
26-й рейс: (13 ??)23.11.1984г. — 10.01.1985г. инф.Гол,Павл.(у Кош.-вых.02.11.) НЭ Черников Анатолий Фёдорович, ГИ Кошев Вячеслав Петрович, ЗНЭС Голованенко Николай Николаевич, ЗНЭппч Дятлов Вячеслав Е. КМ Кононов Вениамин Александрович.
27-й рейс: 25.05.1985г. — 23.10.1985г. НЭ Черников Анатолий Фёдорович, ГИ Кошев Вячеслав Петрович ЗНЭС Голованенко Николай Николаевич, ЗНЭппч Дятлов Вячеслав Е :. КМ Кононов Вениамин Александрович.
27-й рейс 05.02.1986г. — 04.06.1986г. — согл.виньетки Кошева В.П. НЭ Черников Анатолий Фёдорович, ГИ Кошев Вячеслав Петрович КМ Апанасенко Г. : <Мир>, <Союз Т-15>, <Прогресс-25>, <Союз ТМ>, <Салют-7>, <Прогресс-26>.
28-й рейс: 05.02.1986г. — 12.06.1986г. Продолжительность — 155 сут. НЭ Черников Анатолий Фёдорович, ГИ Кошев Вячеслав Петрович ЗНЭС Голованенко Николай Николаевич, ЗНЭппч Дятлов Вячеслав Е :.. КМ Кононов Вениамин Александрович.
29-й рейс: 25.01.1987г. — 19.08.1987г. (15.08.- у Павленко) НЭ Лиманский Василий Васильевич, ГИ Колесников Николай Виненелевич, ЗНЭС Лагодин Александр Николаевич, ЗНЭппч Дятлов Вячеслав Е … КМ Кононов Вениамин Александрович, ст.пом. Яшин Ю.А. , Пер.пом. , гл.мех. Леонтьев Станислав Г.
30-й рейс: 27.11.1987г. — (06?).09.07.1988г. НЭ Лиманский Василий Васильевич, ГИ Лагодин Александр Николаевич, ЗНЭппч Герасименко Сергей Анатольевич, ЗНЭС Акиндинов (Устинов А.П.?) КМ Кононов Вениамин Александрович, ст.пом. , Пер.пом. . . гл.мех. Леонтьев Станислав Г.
31-й рейс: 10.10.88г. — 21.05.89г. (20.05.?, 22?) НЭ Лиманский Василий Васильевич, ГИ Лагодин Александр Николаевич, ЗНЭС Акиндинов Н.А., ЗНЭппч Герасименко Сергей Анатольевич. КМ Кононов Вениамин Александрович, ст.пом.Матвиенко Г.А. пер.пом. Яшин Ю.А., гл.мех. Леонтьев Станислав Г.

 

Дорогие коллеги! Просим всех, кто работал на НИС «Космонавт Владимир Комаров» написать о себе и своих товарищах, а также прислать фотографии, на наш сайт — по адресу kalanov@list.ru