Академик Сергей Королев

В 1970 году в состав космического флота вошло научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королев», получившее имя основоположника практической космонавтики — главного конструктора ракетно-космических систем. Судно по уровню научного оснащения относится к универсальным судам космического флота, несколько уступая по своим возможностям лишь «Космонавту Юрию Гагарину».

    Главные размерения судна: наибольшая длина 181,9м, наибольшая ширина 25,0 м, высота борта до верхней палубы 13,2 м. Водоизмещение с полными запасами 21 460 т, осадка 7,9 м. Главная энергетическая установка мощностью 12 000 л. с. сообщает судну скорость полного хода 17,5 узла. Судовые запасы: моторное топливо — 3600 т, дизельное топливо -1700 т, смазочные масла — 117 т, котельная вода — 147 т, питьевая вода — 917т, мытьевая вода — 483 т, провизия — 105 т. Запасы пресной воды можно пополнять, используя опреснительную установку производительностью до 20 т в сутки. Дальность плавания 22500 миль, автономность до 120 суток. Состав экипажа 120 человек, экспедиции 180 человек.

     Судно имеет две платформы — первую, вторую — и четыре палубы — главную, верхнюю, шлюпочную, палубу надстройки. Поперечными водонепроницаемыми переборками корпус разбит на четырнадцать отсеков. На судне две надстройки — носовая и кормовая. В носовой надстройке размещены ходовой мостик, судовая радиостанция, каюты комсостава экипажа и экспедиции, в кормовой надстройке — передающий радиоцентр, каюты. Палубы и платформы соединены между собой трапами и пятью грузовыми лифтами.

     Основная часть экспедиционных лабораторий расположена на главной и шлюпочной палубах, на палубах надстроек. Каюты экипажа и экспедиции размещены, главным образом, в носовой надстройке, на главной и верхней палубах.

     Судно имеет неограниченный район плавания и высокие мореходные качества, обеспечивающие безопасность плавания при любом состоянии моря. Подруливающее устройство, которым оборудовано судно, позволяют удерживать его на заданном курсе во время сеансов связи, если они проводятся в дрейфе или на малом ходу. Один движитель подруливающего устройства находится в поперечном канале, который пересекает корабельный корпус в носовой части. Два других движителя (на корме) выполнены в виде рулевых колонок, они помимо управления по курсу могут сообщить судну скорость до 3 узлов.

     Космические и служебные системы. Многофункциональная командно-измерительная система, которой оснащено судно, предназначена для передачи на космические объекты команд и программ управления, для осуществления траекторных измерений (дальности и радиальной скорости), для телеметрического контроля за функционированием бортовой аппаратуры и для двухсторонней телеграфно-телефонной связи с экипажами пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций.

     Командно-измерительная система работает в диапазоне дециметровых волн. В ее состав входят две параболические антенны: антенна диаметром 2,1 м, установленная на носовой надстройке и заключенная в радиопрозрачное укрытие, и одна из антенн диаметром 12 м, установленная по середине судна на палубе первого яруса над-стройки. 12-метровая параболическая антенна имеет диаграмму направленности 26 0 шириной 1,5° — это основная антенна командно-измерительной системы; малая антенна диаметром 2,1 м выполняет вспомогательные функции. В подзеркальной кабине основной антенны смонтированы блоки антенных усилителей.

    Кроме командно-измерительной системы на судне установлены отдельные станции для приема телеметрической информации и для двухсторонней телеграфно-телефонной связи с космонавтами. Антенны этих станций размещены на палубе носовой надстройки и в кормовой части шлюпочной палубы.

     Научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королев», как и другие суда космического флота, управляет космическими объектами обычно по централизованной схеме, когда команды рассчитываются и передаются из Центра управления полетом, а через судно проходят транзитом. Возможна также автономная схема управления, когда команды рассчитываются и передаются на орбиту с самого судна, но такой режим управления используется редко. Нормальная работа командно-измерительной системы возможна в широких пределах погодных условий: при скорости ветра до 20 м/с и волнении моря до 7 балллов. Привязка научно-исследовательского судна к рабочей точке в океане осуществляется с помощью спутниковой системы местоопре-деления. Используются и другие приборы, которые позволяют получить дополнительную навигационную информацию. Точность привязки достаточна для всех видов работы, в том числе и для траекторных измерений. Привязка судна к плоскости горизонта и плоскости географического меридиана осуществляется с помощью гироскопических измерителей. Курс, рыскание по курсу, углы бортовой и килевой качки выдаются с точностью до 3 минут. Эти величины поступают в вычислительные машины, формирующие сигналы для стабилизации антенн. Сюда же вводятся сигналы от оптико-электронных устройств, измеряющих деформации судна под действием ветра и волн.

     Основная многоканальная линия связи научно-исследовательского судна с Центром управления полетом проходит через спутники «Молния». Для этой цели используется вторая кормовая 12-метровая антенна. Все три параболические антенны имеют трехосные системы управления и стабилизируются по углам бортовой, килевой качки и рыскания. Антеннами может управлять оператор из лаборатории вручную, управление также может происходить автоматически по программе, рассчитанной на ЭВМ, или в режиме слежения за поступающими со спутника радиосигналами. Помимо системы спутниковой связи на судне имеется обширный комплекс средств связи, работающих в диапазонах средних, коротких и ультракоротких волн. Уверенная связь с Центром управления полетом обеспечивается из любого района плавания судна в Мировом океане. Антенны связного комплекса размещены на фок-мачте, грот-мачте, на носовой и кормовой надстройках. Всего на судне 50 антенн различных типов и назначений.

    На судне есть две универсальные вычислительные машины и несколько специализированных. Они обрабатывают траекторную, телеметрическую и научную информацию, осуществляют многообразные вычислительные операции, необходимые для подготовки к сеансам связи и для управления судовыми космическими системами во время сеансов. Приемный пункт службы единого времени выдает во все лаборатории метки времени и опорные частоты. Установленная на судне аппаратура обеспечивает стабильность местной временной шкалы не хуже чем 3х10 (-10). Управление всем корабельным комплексом командно-измерительной и связной аппаратуры централизованное. Общий пункт управления оснащен средствами отображения информации, контроля за функционированием отдельных систем, размещенных в лабораториях, внутрисудовой телефонной и громкоговорящей связью. Общее число лабораторий на научно-исследовательском судне «Академик Сергей Королев» равно 85. Энергетическое оборудование и судовые системы. Главная энергетическая установка расположена в трюме кормовой части судна. Электроснабжение общесудовых и экспедиционных потребителей обеспечивается семью дизель-генераторами мощностью по 100 кВт. Система кондиционирования и вентиляции сохраняет постоянную температуру в лабораториях, жилых и общественных помещениях при изменении температуры наружного воздуха в пределах от — 30 до + 35 °С. На судне имеется криогенная установка, которая вырабатывает жидкий азот для охлаждения параметрических усилителей командно-измерительной системы. Еще одна установка предназначена для охлаждения связного КВ-передатчика.

    Обитаемость. Члены экипажа и экспедиции размещаются в одноместных и двухместных каютах. Для проведения досуга участники рейсов используют салоны отдыха, библиотеку с читальным залом, спортивный зал, два плавательных бассейна (закрытый и открытый). Кают-компания рассчитана на 64 места, столовая — на 156 мест. О здоровье участников экспедиционных рейсов заботятся три врача-специалиста и фельдшер. Медицинский блок состоит из амбулатории, операционной, рентгеновского, физиотерапевтического и стоматологического кабинетов.

     Строительство. Научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королев» построено в городе Николаеве в 1970 году. Государственный флаг СССР на судне поднят 26 декабря 1970 года. Порт приписки — Одесса. В первый экспедиционный рейс судно отправилось 18 марта 1971 года. Экспедиции. Со времени ввода в эксплуатацию — с 1971 по 1990 год (на 1.01.1991) «Академик Сергей Королев» выполнил программы 20 экспедиционных рейсов продолжительностью от трех до десяти месяцев. Проведено в плаваниях в общей сложности почти десять лет, пройдено в океанах около полумиллиона миль. Районы и содержание экспедиционных работ по большей части совпадали с работами НИС «Космонавт Юрий Гагарин» — это, прежде всего, контроль и, управление орбитальными комплексами «Салют» и «Мир», автоматическими и пилотируемыми объектами «Союз», «Прогресс» и другими объектами при их стыковке, в орбитальном полете и при посадке.
«Академик Сергей Королев» участвовал в программах межпланетных полетов нескольких станций типа «Марс» и «Венера». В 1988 году, 7 и 12 июля, вместе с НИС «Космонавт Георгий Добровольский» и «Кегостров» он контролировал по телеметрическим каналам включение разгонных ступеней ракет-носителей при запуске двух межпланетных станций типа «Фобос». Рабочие точки НИС в Атлантическом океане имели координаты: «Академик Сергей Королев» — 33° с. ш., 16° в. д.; «Космонавт Георгий Добровольский» — 6° ю. ш., 14° з. д.; «Кегостров» — 22° ю. ш., 24° з. д. Телеметрические данные после обработки направлялись в Центр управления полетом. Контроль и управление полетом многих других спутников и межпланетных станций также осуществлялись с участием НИС «Академик Сергей Королев».

День подъёма государственного флага и вымпела н/э флота СССР — 26.12.70 г.

 

Летопись рейсов НИС Академик Сергей Королёв