Необходимость создания измерительных пунктов вне территории страны возникла в 1959 году в связи с запуском первой межпланетной станции. По расчетам наиболее выгодным местом для них оказалась зона Гвинейского залива в Атлантическом океане. Тогда в одном из научно-исследовательских институтов образовали группу сотрудников, которой поручили разработать план создания таких пунктов. В результате исследований с участием моряков, баллистиков, специалистов по траекторным и телеметрическим измерениям, связистов, дипломатов после рассмотрения многих вариантов было обосновано создание плавучих измерительных пунктов на океанских судах.
Прошедшие годы полностью подтвердили правильность и предусмотрительность принятого решения. Оно оправдалось и с научной, и с экономической точек зрения. Корабельные измерительные пункты оказались наилучшим средством для выполнения космических измерений в тех районах Земли, в которых измерения не должны вестись постоянно. Подвижность научно-исследовательских судов, то есть способность работать именно там, где это нужно для очередного космического запуска, относится к наиболее важным и незаменимым свойствам НИС. Воплощением такого решения в будущем стало строительство экспедиционного космического флота. Судостроители и конструкторы судовых радиотехнических систем подчас должны были идти неизведанными инженерными путями.
Тогда же, в 1959 году, на проектирование и строительство специальных научно-исследовательских судов времени не оставалось, было решено переоборудовать под плавучие измерительные пункты грузовые суда торгового флота. Для этого Черноморское пароходство выделило теплоходы «Краснодар» и «Ильичевск», построенные еще до Великой Отечественной войны. Балтийское пароходство предоставило недавно построенный теплоход «Долинск». Эти три судна сняли с морских перевозок и дали в распоряжение научно-исследовательского института. Суда переоборудовали у причалов морских торговых портов Ленинграда и Одессы. На судах установили радиотелеметрическую аппаратуру. Были взяты автомобильные телеметрические станции, кузовы вместе с размещенной в них аппаратурой снимали с шасси автомобилей, опускали в грузовой трюм и крепили там по-походному. В отдельных помещениях оборудовались фотолаборатории. В трюме разместили также бензоэлектрические агрегаты питания. На верхнем мостике каждого судна устанавливались кронштейны для крепления телеметрических антенн. Радиосвязь с наземными службами управления космическим полетом осуществлялась с помощью судовых радиостанций.
Для обслуживания радиотехнической и другой экспедиционной аппаратуры и проведения запланированных работ для каждого из трех судов сформировали экспедицию в составе 8-10 человек из персонала наземных измерительных пунктов и сотрудников института. В первый рейс теплоходы «Краснодар» и «Ильичевск» вышли из Одессы 1 августа 1960 года. «Долинск» ушел из Ленинграда позже, 30 августа, так как его скорость в полтора раза превышала скорости двух других судов. 19 сентября суда прибыли в точки, назначенные для проведения сеансов связи, и приступили к тренировкам.
На первых порах возникли большие трудности в поддержании радиосвязи со службами управления космическим полетом. В отдельные периоды связь полностью нарушалась из-за плохих условий прохождения радиоволн. Для ретрансляции сигналов пришлось использовать промежуточные радиоцентры, например радиостанцию поселка Мирный в Антарктиде. Телеметрическая аппаратура, сконструированная для работы на наземных измерительных пунктах, которую установили на судах, при высокой температуре и влажности, характерных для тропической зоны океана, часто выходила из строя. Без оборудования, рассчитанного на условия тропиков, трудно было проявлять большое количество фотопленок. Но в процессе тренировок приобретались необходимый опыт и навыки быстрой выдачи экспресс-информации, выявлялись рекомендации для последующего более основательного переоборудования судов.
Первый экспедиционный рейс продолжался до ноября. В процессе тренировок была отработана технология подготовки и проведения телеметрических измерений в океане, но сеансы связи с реальными объектами не проводились. Суда возвратились на Черное море: «Долинск» — в Новороссийск, «Краснодар» и «Ильчевск» — в Одессу. Второй экспедиционный рейс начался в январе 1961 года. Предстоял запуск первой в мире автоматической межпланетной станции к Венере. Теплоход «Долинск» вышел в исходную точку недалеко от острова Фернандо-По в Гвинейском заливе, «Краснодар» и «Ильичевск» расположились на трассе полета космической станции «Венера-1» в районе экватора. Работа в океане состоялась 12 февраля. Плавучие измерительные пункты приняли телеметрическую информацию с межпланетной стан-ции. Возможность успешной работы корабельных измерительных пунктов была подтверждена на практике.
После успешного проведения сеансов связи с межпланетной станцией суда зашли в африканские порты для пополнения запасов провизии и пресной воды и для отдыха участников экспедиций. В это время завершалась подготовка к запуску первого пилотируемого космического корабля «Восток». В Центре управления полетом было принято решение использовать плавучие измерительные пункты для телеметрического контроля за работой бортовой аппаратуры космического корабля. Особенно важно было получить оперативную телеметрическую информацию о времени включения и выключения тормозной двигательной установки и о работе бортовых систем на участке торможения. Экспедиции на теплоходах «Краснодар», «Ильичевск» и «До-линск» провели работу с беспилотными космическими кораблями, запуск которых предшествовал историческому полету Юрия Гагарина. Во время этих запусков детально проверялись все звенья, участвующие в выведении космических кораблей на орбиту, в управлении их полетом и посадке на Землю. В том числе проверялась работа корабельных измерительных пунктов.
Корабельные измерительные пункты, расположенные в Атлантическом океане на трассе космического полета 12 апреля 1961 года, успешно приняли телеметрическую информацию о работе бортовых систем космического корабля «Восток» и научную информацию о жизнедеятельности космонавта. Информация была передана в Центр управления полетом в установленные сроки. С этого памятного дня уже ни один запуск межпланетных станций и пилотируемых космических кораблей не проводился без участия плавучих измерительных пунктов. После работы по контролю за полетом космического корабля «Восток» теплоходы возвратились в свои порты. Из трех судов наиболее долго плавал в качестве корабельного измерительного пункта «Долинск». Его экспедиционное оборудование между научными рейсами неоднократно подвергалось модернизации и было для того периода развития космической техники вполне современным.
Главные размерения научно-исследовательского судна «Долинск»: наибольшая длина 139,4 м, наибольшая ширина 17,7 м. Водоизмещение с полными запасами 8800 т, осадка 7,0 м. Главная энергетическая установка — дизель мощностью 6300 л. с., скорость полного хода 15 узлов, дальность плавания 16 000 миль. Экипаж судна 42 человека, экспедиция 16 человек. Научно-техническое оснащение судна составляли станции для приема, регистрации и анализа телеметрической и научной информации, аппаратура единого времени, средства дальней радиосвязи для обмена информацией с Центром управления полетом.
После первого пилотируемого полета Ю. А. Гагарина темпы работ по исследованию космического пространства нарастали. Готовился старт космического корабля «Восток-2», старты автоматических станций для облета и фотографирования Луны и др. Плавучие измерительные пункты должны были обеспечить контроль за всеми этими полетами. У них часто даже не оставалось времени для захода в порты, чтобы пополнить судовые запасы. Поэтому в июне 1962 года было принято решение о выделении в распоряжение научно-исследовательского института еще одного судна — танкера «Аксай». Его основной задачей было снабжение топливом и пресной водой находящихся в океане плавучих измерительных пунктов.
«Долинск», «Краснодар», «Ильичевск», «Аксай» несли почти непрерывную вахту в океане до 1965 года, обеспечивая запуски пилотируемых и автоматических космических объектов. В 1965-1966 годах «Краснодар» и «Ильичевск» были заменены новыми судами — «Бежица» и «Ристна». В это же время (в 1967 году) все суда космической службы были переданы в ведение Отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР, которым с 1951 по 1986 год руководил И. Д. Папанин.
Краткая справка
Плавучий измерительный пункт, научно-исследовательское судно (НИС).
Порт приписки – г. Ленинград.
Основной район работы – Атлантический океан.
Назначение – приём телеметрической информации с борта космического аппарата и обеспечение связи Группы (Центра) управления полётами с космонавтами.
Судно построено в 1959 г. на верфи Wärtsilä, Турку, Финляндия.
Тоннаж (GRT) 5 419 т.
Длина 139,4 м.
Осадка 7 м.
Скорость 15 уз.
ИМО 5091523
Входило в состав Плавучего телеметрического комплекса (ПТК) НИИ-4 Министерства обороны СССР. С 1970 г. ходило под легендой судна Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).
С 1960 по 1973 год выполнило 14 экспедиционных рейсов.
В 1986 г. разобрано в КНР.
Хроника
1-й рейс: 01.09.63г. — … 64г. НЭ Масенков Сергей Леонович, ЗНЭ Пудовкин Иван Григорьевич, КМ Шумилин Лев Александрович
2-й рейс: 04.07.64г. — 27.01.65г. НЭ Безбородов Виталий Георгиевич, ЗНЭ Пономарёв Вадим Михалович, КМ Шумилин Лев Александрович.
3-й рейс: приб.март 65г. — сентябрь 66г. уточнить бы ? НЭ Масенков Сергей Леонович, ЗНЭ Савкин Пётр Павлович, КМ Радченко Владимир Яковлевич.
4-й рейс: декабрь 65г. — июнь 66г. ? рейса НЭ Власов Михаил Иванович, ? рейса НЭ Дулин Юрий Васильевич, ? рейса ЗНЭ Пудовкин Иван Григорьевич, ? рейса ЗНЭ Никифоров Владимир Геннадиевич, КМ Шумилин Лев Александрович.
5-й рейс: 68 гг. … — когда ? НЭ Дулин Юрий Васильевич,(?) ЗНЭ Никифоров Владимир Геннадиевич,(?) КМ Шумилин лев Александрович.
6-й рейс: 23.07.68г. — 24.04.69г. НЭ Пономарёв Вадим Михайлович, ЗНЭ Бонах Владимир Григорьевич. КМ Шумилин Лев Александрович
7-й рейс: 07.08.69г. — 08.02.70г. НЭ Ремнёв Николай Никитич, ЗНЭ Бонах Владимир Григорьевич. КМ Барбарчук Николай Георгиевич.
8-й рейс: 25.09.70г. — 05.04.71г. НЭ Ремнёв Николай Никитич, ЗНЭ Бонах Владимир Григорьевич КМ Кузьмин Владимир Дмитриевич.
9-й рейс: 25.11.71г. — 25.06.72г. НЭ Ремнёв Николлай Никитич, ЗНЭ Масленников Анатолий Афанасьевич. КМ Дубинцов Виктор Николаевич.
10-й рейс: пр.ноябрь 72г. — июль 73г. (последний) НЭ Масленников Анатолий Афанасьевич, ЗНЭ Самойленко Алим Васильевич. КМ Дубинцов Виктор Николаевич.
Возврат судна из аренды Балтийскому морскому пароходству в 1973 г.