Космонавт Георгий Добровольский

   

НИС «Космонавт Георгий Добровольский» было построенно в 1977 году. Судно было насыщено новейшими по тому времени средствами радиотелеметрии, информационно-вычислительной техники и машинной обработки данных, более совершенными средствами местоопределения, связи и т. д. Выполняя задачи малых судов космического флота, новое судно представляло собой значительный шаг вперед в развитии корабельных измерительных пунктов.

    Научно-исследовательское судно «Космонавт Георгий Добровольский» характеризуется следующими данными. Главные размерения: наибольшая длина 121,9 м, наибольшая ширина 16,7 м, высота борта до верхней палубы 10,8 м. Водоизмещение с полными запасами 8950 т, осадка 6,6 м. Главная энергетическая установка — дизель мощностью 5200 л. с. Судно имеет скорость 14,7 узла. Судовые запасы: топливо — 1440 т, смазочные масла — 30 т, питьевая и мытьевая вода — 600 т. Запас топлива обеспечивает дальность плавания 16 000 миль. Автономность судна по запасам провизии составляет 90 суток, по запасам воды — 30 суток. Экипаж насчитывает 66 человек, экспедиция — 77 человек. Мореходные качества судна соответствуют требованиям, которые предъявляются к судам неограниченного района плавания. По конструкции НИС «Космонавт Владислав Волков» представляет собой двухпалубный теплоход с двумя платформами, идущими по всей длине корпуса от носа до кормы. Шесть поперечных водонепроницаемых переборок разделяют корпус на отсеки. Корпус судна и его надстройки имеют девять ярусов — это двойное дно, вторая платформа, первая платформа, главная палуба, верхняя палуба, палуба надстройки 1-го яруса. Над этой палубой возвышаются носовая и кормовая надстройки. Последующие ярусы: палуба надстройки 2-го яруса, ходовой мостик, верхний мостик. На палубе надстройки 1-го яруса, между носовой и кормовой надстройками, установлена главная четырехзеркальная космическая антенна. Лаборатории экспедиции расположены в основном на первой платформе, на главной и верхней палубах, а также на палубе надстройки 2-го яруса, ходовом мостике и второй платформе. Проектировщикам нужно было найти такой вариант планировки лабораторий, при котором потребовались бы минимальные по длине коммуникации, в особенности высокочастотные коммуникации между лабораториями и антеннами, во избежание чрезмерного затухания радиосигналов.

    Общественные помещения находятся на верхней палубе. На верхней и главной палубах размещено наибольшее число кают, лишь несколько кают комсостава экипажа и экспедиции находятся на палубе надстройки 1- и 2-го ярусов. В средней части судна пятый отсек на всю высоту корпуса занимает шахта машинного отделения; шестой отсек отведен под электростанцию; ближе к носу, в четвертом отсеке, установлены холодильные машины системы кондиционирования воздуха; в третьем отсеке расположен спортивный зал.

    В носовой надстройке (на палубах 1- и 2-го ярусов) предусмотрены медицинский блок и радиорубка, а на ходовом мостике — рулевая и штурманская рубки. Обе рубки объединены, но штурман может создать условия освещения, необходимые для работы с приборами и картой, воспользовавшись раздвижными стенными панелями. Космические и служебные системы.

    Научно-исследовательское судно «Космонавт Георгий Добровольский> оснащено универсальной телеметрической системой, которая принимает информацию от всех существующих типов бортовой телеметрической аппаратуры. Универсальность проявляется прежде всего в широком диапазоне частот принимаемых радиосигналов — от наиболее коротких из дециметровых до наиболее длинных из метровых, а также в возможных видах модуляции.

    Главная космическая антенна состоит из четырех секторов параболических зеркал диаметрами по 6 м, объединенных в общую конструкцию. Такое устройство антенны позволяет, сравнивая сигналы в облучателях соседних зеркал, определять направление, с которого пришли радиоволны — пеленговать спутник. До сих пор речь шла о пеленговании с помощью четырех облучателей, установленных вблизи фокуса одного параболического зеркала, но принцип определения направлений в обоих случаях, очевидно, один и тот же. Суммарная диаграмма направленности четырех зеркал 2 80 имеет ширину от 1 до 10° в зависимости от частоты радиосигнала. Трехосное опорно-поворотное устройство позволяет сопровождать полет спутника в пределах всей верхней полусферы. Система стабилизации антенн учитывает углы бортовой и килевой качки и рыскания по курсу. Следящий привод по каждой из трех осей состоит из электромашинного усилителя и исполнительного двигателя. Сигнал ошибки, необходимый для автоматического сопровождения спутников по их радиоизлучению, поступает из лаборатории приемно-пеленгационной аппаратуры, а сигналы для стабилизации антенны идут от приборов системы привязки. Опорно-поворотное устройство главной космической антенны вместе с зеркалом и элементами электропривода весит 95 т. Основанием оно прикреплено к корабельному барбету. В подзеркальной кабине смонтированы параметрические усилители высокой частоты. Другие антенны размещены на баке, верхнем мостике, палубах надстроек, фок-мачте, грот-мачте и бизань-мачте. Всего на судне 50 приемных и передающих антенн различного назначения.
Принятые главной космической антенной, усиленные и продетектированные приемно-пеленгационной аппаратурой сигналы попадают в лабораторию преобразования и регистрации телеметрической информации. В этой лаборатории сигналы расшифровываются, распределяются по каналам и записываются на магнитную ленту. Машинную обработку телеметрических данных осуществляет универсальная электронная вычислительная машина, но предварительно следует решить задачу информационного сочленения телеметрической станции с машиной, а после обработки — со спутниковым каналом связи, в который поступает информация после обработки. Таким образом, во время сеансов связи через НИС идет непрерывный поток телеметрических данных. Их путь: космолет — научно-исследовательское судно — связной спутник — Центр управления полетом. Оценивать телеметрическую информацию может не только персонал Центра управления полетом, но и специалисты на самом судне, вызывая нужные им телеметрические данные на электронные экраны, подобные тем, которые находятся на рабочих местах в главном зале Центра управления полетом. Мы уже сказали, что одновременно с передачей по каналам связи вся информация записывается на магнитную ленту, после сеанса связи она может быть воспроизведена повторно. По тому же пути — по космической линии связи — проходит телеграфно-телефонная информация, когда Центр ведет двухсторонние переговоры с космонавтами. Помимо универсальной электронной вычислительной машины, обрабатывающей космическую информацию и выполняющей необходимые расчеты для сеансов связи, на судне есть несколько специализированных машин цифрового и аналогового типов.

    Исключение траекторных измерений из числа функций, выполняемых малыми научно-исследовательскими судами, резко уменьшило требования к точности их местоопределения в океане. Поэтому система привязки на судне «Космонавт Георгий Добровольский> значительно проще, чем системы на универсальных судах космического флота. В ее основе лежат аппаратура местоопределения по сигналам навигационных спутников и гироскопические приборы, измеряющие курс, углы бортовой, килевой качки и рыскания для стабилизации антенны. Кроме того, на судне установлен весь обычный комплекс штурманского оборудования. Обмен информацией с Центром управления полетом осуществляется по спутниковым и обычным KB- и СВ-каналам связи. Аппаратура единого времени обеспечивает привязку местной шкалы времени к эталонной шкале с погрешностью не более нескольких микросекунд. Таков краткий перечень космического и служебного оборудования, установленного на НИС «Космонавт Владислав Волков», оно размещено в 25 лабораториях.

    Энергетическое оборудование и судовые системы. Главная энергетическая установка научно-исследовательского судна расположена в машинном отделении, в средней части корпуса. Здесь же находится электростанция, питающая электроэнергией общесудовые потребители тока. Она состоит из трех дизель-генераторов мощностью по 200 кВт. Другая электростанция, предназначенная для питания науч-но-технического оборудования экспедиции, занимает соседний отсек, ближе к корме. Там установлены три дизель-генератора мощностью по 630 кВт. Аварийная электростанция имеет один дизель-генератор мощностью 100 кВт. Системы кондиционирования воздуха, охлаждения в вентиляции радиотехнических и электронных систем имеют примерно такие же характеристики, какие имеют эти системы и на других судах космического флота.

    Обитаемость. Установка на судне со сравнительно небольшими размерениями сложного комплекса аппаратуры привело к необходимости предельной экономии площади при планировке всех помещений. Это не могло не сказаться и на условиях обитаемости, если их сравнивать, например, с условиями на научно-исследовательском судне «Космонавт Юрий Гагарин». Экипаж и экспедиция располагают двумя салонами отдыха. Вместительный спортивный зал, занимающий два яруса между двойным дном и первой платформой, может быть приспособлен для проведения собраний и показа кинофильмов. Для демонстрации кино используется также помещение столовой, к этому помещению примыкает киноаппаратная. Плавательный бассейн открытый, он находится на палубе надстройки 1-го яруса. Члены экипажа и экспедиции размещены в одноместных и двух-местных каютах. Каюты удобно спланированы, что несколько компенсирует их небольшие размеры. Старший комсостав экипажа и экспедиции поселены в блок-каютах, состоящих из кабинета и спальни. В каютах, лабораториях и общественных помещениях установлены телефонные аппараты судовой АТС и динамики трансляции.Буфетные, камбуз и хлебопекарня расположены на верхней падубе, ближе к корме, сразу же за столовыми экипажа и экспедиции.

    Строительство. Суда этой серии спроектированы и построены в Ленинграде. Кроме «Космонавта Владислава Волкова» в серию входят еще три судна: «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Георгий Добровольский» и «Космонавт Виктор Пацаев». В основу проекта положили типовые лесовозы, уже проплававшие несколько лет в океанах. Предусматривалась полная перестройка судов — по существу от них остались только корпуса и главные энергетические установки. Строительство осуществлялось в 1975-1979 годах. Все четыре НИС включены в состав Балтийского морского пароходства и приписаны к Ленинградскому морскому торговому порту. Головное судно ушло в первый рейс в Атлантический океан 18 октяб-ря 1977 года. Затем ушли в рейс «Космонавт Павел Беляев» (15 марта 1978 года), «Космонавт Георгий Добровольский» (14 октября 1978 года) и последним «Космонавт Виктор Пацаев» (19 июня 1979 года). Ввод в эксплуатацию этих научно-исследовательских судов был значительной вехой в истории космического флота.

    Экспедиции. С начала эксплуатации каждое научно-исследовательское судно этой серии выполнило (на 1.01.1991) от 11 («Космонавт Виктор Пацаев») до 14 («Космонавт Владислав Волков») экспедиционных рейсов. Наиболее характерные районы, в которых они решают экспедиционные задачи, — Центральная и Южная Атлантика, Мексиканский залив и Карибское море. Во время полета орбитальных пилотируемых комплексов «Салют» и «Мир» НИС этой серии осуществляли (и осуществляют) в океанах контроль за выполнением наиболее ответственных операций, к которым относятся стыковка и перестыковка корабля со станцией, работа космонавтов в открытом космосе, спуск с орбиты. Для этого суда размещаются в расчетных точках океана по трассе полета и через них ведется обмен телеметрической и телеграфно-телефонной информацией орбитального комплекса с Центром управления полетом. При запусках стационарных спутников и спутников с высокими эллиптическими орбитами НИС этой серии контролируют включение разгонных ступеней ракет-носителей. Например, при запуске 26 апреля 1990 года одного из спутников серии «Молния-1» корабельный измерительный пункт на НИС «Космонавт Павел Беляев» принимал, обрабатывал и передавал в Центр телеметрическую информацию, находясь в точке Атлантического океана с координатами 30° ю. ш., 40° з. д. Во время первого полета орбитального корабля «Буран» 15 ноября 1988 года телеметрический контроль выполняли три НИС этой серии: «Космонавт Владислав Волков» (5° с. ш., 30° з. д.), «Космонавт Павел Беляев» (16° с. ш., 21 з. д.) — в Атлантическом океане и «Космонавт Георгий Добровольский» (45° ю. ш., 133° з. д.) — в Тихом океане.

                                                                                   ИСТОРИЯ

1-й рейс: 14.10.78г. — 19.05.78г. 218 суток, продено 34518 миль. НЭ Поздняков Илья Никитович, ЗНЭ Демьяненко Юрий Фдорович, ЗНЭ Прокофьев Александр Никол-ч, ЗНЭов Ткаченко Григорий Иванович КМ Троицкий Эммануил Николаевич.
2-й рейс: 18.01.80г. — 07.07.80г. 172 суток, пройдено 27967 миль. НЭ Поздняков Илья Никитович, ЗНЭ Котов Владимир Михайлович, ЗНЭ Самохвалов Герман Иванович, ЗНЭов Ткаченко Григорий Иванович, КМ Троицкий Эммануил Николаевич.
3-й рейс: 20.02.81г. — 19.09.81г. 210 суток, пройдено 28636 миль. НЭ Поздняков Илья Никитович, ГИ Котов Владимир Михайлович, ЗНЭ Самохвалов Герман Иванович, ЗНЭов Шулятьев Сергей Михайлович, КМ Троицкий Эммануил Николаевич.
4-й рейс: 03.04.82г. — 23.07.82г. 112 сутоу, пройдено 26000 миль. НЭ Поздняков Илья Никитович, ГИ Котов Владимир Михайлович, ЗНЭ Самохвалов Георгий Иванович, ЗНЭов КМ Троицкий Эммануил Николаевич.
5-й рейс: 30.09.82г. — 01.06.83г. 244 суток, пройдено 39665 миль. НЭ Поздняков Илья Никитович, ГИ Пригара Александр Иванович, ЗНЭ Самохвалов Герман Иванович, ЗНЭов КМ Троицкий Эммануил Николаевич.
6-й рейс: 07.09.83г. — 28.03.84г. 203 суток, пройдено 33565 миль. НЭ Выдранков Алексей Иванович, ГИ Пригара Александр Иванович, ЗНЭ Самохвалов Герман Иванович, ЗНЭов Алюнин Георгий Николаевич, КМ Троицкий Эммануил Николаевич.
7-й рейс: 18.07.84г. — 25.01.85г. 191 сутки, пройдено 25564 мили. НЭ Выдранков Алексей Иванович, ГИ Пригара Александр Иванович, ЗНЭ Самохвалов Герман Иванович,ЗНЭовЛавриненко Владимир Дмитриевич. КМ Троицкий Эммануал Николаевич.
8-й рейс: 08.06.85г. — 20.12.85г. 195 суток, пройдено 32500 миль. НЭ Выдранков Алексей Иванович, ГИ Пригара Александр Иванович, ЗНЭ Самохвалов Герман Иванович, ЗНЭов Сидоренко Н.Н. КМ Троицкий Эммануил Николаевич.
9-й рейс: 01.04.86г. — 05.09.86г. 154 суток, пройдено 31000 миль. НЭ Выдранков Алексей Иванович, ГИ Пригара Александр Иванович, ЗНЭ Самохвалов Герман Иванович, ЗНЭов Сидоренко Н.Н. КМ Троицкий Эммануил Николаевич.
10-й рейс: 15.02.87г. — 30.10.87г. 259 суток, пройдено 44006 миль. НЭ Выдранков Алексей Иванович, ГИ Пригара Александр Иванович, ЗНЭ Самохвалов Герман Иванович, ЗНЭов КМ Кулешов Виктор Александрович.
11-й рейс: 05.06.88г. — 14.02.89г. 255 суток, пройдено 40634 мили. НЭ Серпиков Сергей Викторович, ГИ Емельянов Александр Михайлович, ЗНЭ Каргин Александр Николаевич, ЗНЭов Сметанников Владимир Николаев. КМ Кулешов Виктор Александрович. 
12-й рейс: 27.07.89г. — 11.01.90г. 167 суток, пройдено 29574 мили. НЭ Серпиков Сергей Викторович, ГИ Емельянов Александр Михайлович, ЗНЭ Каргин Александр Николаевич, ЗНЭов Сметанников Владимир Николаев. КМ Митропольский Роман Николаевич.
13-й рейс: 15.03.90г. — 31.10.90г. 231 сутки, пройдено 33334 мили. НЭ Серпиков Сергей Викторович, ГИ Емельянов Александр Михайлович, ЗНЭ Каргин Александр Николаевич, ЗНЭов Сметанников Владимир Николаев. КМ Синицын Вадим Николаевич.
14-й рейс: 12.02.91г. — 27.08.91г. 196 суток, пройдено 31900 миль. НЭ Серпиков Сергей Викторович, ГИ Лубенец Валерий Павлович, ЗНЭ Василевский Валерий Васильевич, ЗНЭов Сметанников Владимир Никол. КМ Митропольский Роман Николаевич.
15-й рейс: Коммерческий рейс: 24.09.92г. — 10.10.92г. НЭ Вернигора Леонид Алексеевич, КМ Каплин Алексей Петрович. (По аренде Творческо-коммерческого объединения <Имерс>, с заходом в порт Роттердам 29.09.-03.1092г.).
16-й рейс: Коммерческий рейс: 25.11.92г. — 12.12.92г. НЭ Грищенко Александр Евгеньевич, КМ Насыров Юрис Насыхович. (По аренде Творческо-коммерческого объединения <Имерс> с заходом в порт Роттердам 01.12.- 05.12.).
17-й рейс: Коммерческий рейс: 10.04.93г. — 23.04.93г. НЭ Грищенко Александр Евгеньевич, КМ Шишков Вячеслав . . . . . (По аренде Творческо-коммерческого объединения <Имерс> с заходом в порт Роттердам 14.04.93г. — 18.04.93г.).