Космонавт Павел Беляев

НИС «Космонавт Павел Беляев».  Главные размерения: наибольшая длина 121,9 м, наибольшая ширина 16,7м, высота борта до верхней палубы 10,8 м. Водоизмещение с полными запасами 8950 т, осадка 6.6 м. Главная энергетическая установка — дизель мощностью 5200 л. с. Судно имеет скорость 14,7 узла. Судовые запасы: топливо — 1440 т, смазочные масла — 30 т, питьевая и мытьевая вода ~ 600 т. Запас топлива обеспечивает дальность плавания 16 000 миль.

    Автономность судна по запасам провизии составляет 90 суток, по запасам воды — 30 суток. Экипаж насчитывает 66 человек, экспедиция — 77 человек. Мореходные качества судна соответствуют требованиям, которые предъявляются к судам неограниченного района плавания. По конструкции НИС «Космонавт Владислав Волков» представляет собой двухпалубный теплоход с двумя платформами, идущими по всей длине корпуса от носа до кормы. Шесть поперечных водонепроницаемых переборок разделяют корпус на отсеки. Корпус судна и его надстройки имеют девять ярусов — это двойное дно, вторая платформа, первая платформа, главная палуба, верхняя палуба, палуба надстройки 1-го яруса. Над этой палубой возвышаются носовая и кормовая надстройки. Последующие ярусы: палуба надстройки 2-го яруса, ходовой мостик, верхний мостик. На палубе надстройки 1-го яруса, между носовой и кормовой надстройками, установлена главная четырехзеркальная космическая антенна.
Лаборатории экспедиции расположены в основном на первой платформе, на главной и верхней палубах, а также на палубе надстрой-ки 2-го яруса, ходовом мостике и второй платформе. Проектировщикам нужно было найти такой вариант планировки лабораторий, при котором потребовались бы минимальные по длине коммуникации, в особенности высокочастотные коммуникации между лабораториями и антеннами, во избежание чрезмерного затухания радиосигналов. Общественные помещения находятся на верхней палубе. На верхней и главной палубах размещено наибольшее число кают, лишь несколько кают комсостава экипажа и экспедиции находятся на палубе надстройки 1- и 2-го ярусов. В средней части судна пятый отсек на всю высоту корпуса занимает шахта машинного отделения; шестой отсек отведен под электростанцию; ближе к носу, в четвертом отсеке, установлены холодильные машины системы кондиционирования воздуха; в третьем отсеке расположен спортивный зал.

    В носовой надстройке (на палубах 1- и 2-го ярусов) предусмотрены медицинский блок и радиорубка, а на ходовом мостике — рулевая и штурманская рубки.

    Космические и служебные системы. Научно-исследовательское судно НИС «Космонавт Павел Беляев» оснащено универсальной телеметрической системой, которая принимает информацию от всех существующих типов бортовой телеметрической аппаратуры.

    Универсальность проявляется прежде всего в широком диапазоне частот принимаемых радиосигналов — от наиболее коротких из дециметровых до наиболее длинных из метровых, а также в возможных видах модуляции. Главная космическая антенна состоит из четырех секторов пара-болических зеркал диаметрами по 6 м, объединенных в общую кон-струкцию. Такое устройство антенны позволяет, сравнивая сигналы в облучателях соседних зеркал, определять направление, с которого пришли радиоволны, — пеленговать спутник. До сих пор речь шла о пеленговании с помощью четырех облучателей, установленных вблизи фокуса одного параболического зеркала, но принцип определения направлений в обоих случаях, очевидно, один и тот же. Суммарная диаграмма направленности четырех зеркал 20 гр. Имеет ширину от 1 до 10° в зависимости от частоты радиосигнала. Трехосное опорно-поворотное устройство позволяет сопровождать полет спутника в пределах всей верхней полусферы. Система стабилизации антенн учитывает углы бортовой и килевой качки и рыскания по курсу. Следящий привод по каждой из трех осей состоит из электромашинного усилителя и исполнительного двигателя.

    Опорно-поворотное устройство главной космической антенны вместе с зеркалом и элементами электропривода весит 95 т. Основанием оно прикреплено к корабельному барбету. В подзеркальной кабине смонтированы параметрические усилители высокой частоты. Другие антенны размещены па баке- верхнем мостике, палубах надстроек, фок-мачте, грот-мачте и бизань-мачте. Всего на судне 50 приемных и передающих антенн различного назначения. Принятые главной космической антенной, усиленные и продетектированные приемно-пеленгационной аппаратурой сигналы попадают в лабораторию преобразования и регистрации телеметрической информации. В этой лаборатории сигналы расшифровываются, распределяются по каналам и записываются на магнитную ленту. Машинною обработку телеметрических данных осуществляет универсальная электронная вычислительная машина, по предварительно следует решить задачу информационного сочленения телеметрической станции с машиной, а после обработки — со спутниковым ка-налом связи, в который поступает информация после обработки. Таким образом, во время сеансов связи через НИС идет непрерыв-ный потек телеметрических данных. Их путь: космолет — научно исследовательское судно — связной спутник — Центр управления полетом.

    Оценивать телеметрическую информацию может не только персонал Центра управления полетом, но и специалисты на самом судне, вызывая нужные им телеметрические данные на электронные экраны, подобные тем, которые находятся на рабочих местах в главном зале Центра управления полетом. Мы уже сказали, что одновременно с передачей по каналам связи вся информация записывается на магнитную ленту, после сеанса связи она может быть воспроизведена повторно. По тому же пути — по космической линии связи — проходит телеграфно-телефонная информация, когда Центр ведет двухсторонние переговоры с космонавтами. Помимо универсальной электронной вычислительной машины, обрабатывающей космическую информацию и выполняющей необходимые расчеты для сеансов связи, на судне есть несколько специализированных машин цифрового и аналогового типов.

    Исключение траекторных измерений из числа функций, выполняемых малыми научно-исследовательскими судами, резко уменьшило требования к точности их местоопределения в океане. Поэтому система привязки на судне НИС «Космонавт Павел Беляев» значительно проще, чем системы на универсальных судах космического флота. В ее основе лежат аппаратура местоопределения по сигналам навигацион-ных спутников и гироскопические приборы, измеряющие курс, углы бортовой, килевой качки и рыскания для стабилизации антенны. Кроме того, на судне установлен весь обычный комплекс штурманского оборудования. Обмен информацией с Центром управления полетом осуществляется по спутниковым и обычным КВ- и СВ-каналам связи. Аппаратура единого времени обеспечивает привязку местной шкалы времени к эталонной шкале с погрешностью не более нескольких микросекунд. Таков краткий перечень космического и служебного оборудования, установленного на НИС «Космонавт Павел Беляев» оно размещено в 25 лабораториях.

    Энергетическое оборудование и судовые системы. Главная энер-гетическая установка научно-исследовательского судна расположена в машинном отделении, в средней части корпуса. Здесь же находится электростанция, питающая электроэнергией общесудовые потребители тока. Она состоит из трех дизель-генераторов мощностью по 200кВт. Другая электростанция, предназначенная для питания науч-но-технического оборудования экспедиции, занимает соседний отсек, ближе к корме. Там установлены три дизель-генератора мощностью по 630 кВт. Аварийная электростанция имеет один дизель-генератор мощностью 100 кВт.

    Системы кондиционирования воздуха, охлаждения в вентиляции радиотехнических и электронных систем имеют примерно такие же характеристики, какие имеют эти системы и на других судах космического флота.

    Обитаемость. Установка на судне со сравнительно небольшими размерениями сложного комплекса аппаратуры привело к необходимости предельной экономии площади при планировке всех помещений. Это не могло не сказаться и на условиях обитаемости, если их сравнивать, например, с условиями на научно-исследовательском судне <Космонавт Юрий Гагарин>. Экипаж и экспедиция располагают двумя салонами отдыха. Вместительный спортивный зал, занимающий два яруса между двойным дном и первой платформой, может быть приспособлен для проведения собраний и показа кинофильмов. Для демонстрации кино используется также помещение столовой, к этому помещению примыкает киноаппаратная. Плавательный бассейн открытый, он находится на палубе надстройки 1-го яруса. Члены экипажа и экспедиции размещены в одноместных и двух-местных каютах. Каюты удобно спланированы, что несколько компенсирует их небольшие размеры. Старший комсостав экипажа и экспедиции поселены в блок-каютах, состоящих из кабинета и спальни. В каютах, лабораториях и общественных помещениях установлены телефонные аппараты судовой АТС и динамики трансляции. Буфетные, камбуз и хлебопекарня расположены на верхней палубе, ближе к корме, сразу же за столовыми экипажа и экспедиции.

    Строительство. Суда этой серии спроектированы и построены а Ленинграде НИС «Космонавт Павел Беляев», «Космонавта Владислава Волкова» , «Космонавт Георгии Добровольский» и «Космонавт Виктор Пацаев».

    В основу проекта положили типовые лесовозы, уже проплававшие несколько лет в океанах. Предусматривалась полная перестройка судов — по существу от них остались только корпуса и главные энергетические установки. Строительство осуществлялось в 1975-1979 годах. Все четыре НИС включены в состав Балтийского морского пароходства и приписаны к Ленинградскому морскому торговому порту. Головное судно ушло в первый рейс в Атлантический океан 18 октября 1977 года. Затем ушли в рейс «Космонавт Павел Беляев» (15 марта 1978 года), «Космонавт Георгий Добровольский» (14 октября 1978 года) и последним «Космонавт Виктор Панаев» (9 июня 1979 года). Ввод в эксплуатацию этих научно-исследовательских судов был значительной вехой в истории космического флота.

    Экспедиции. С начала эксплуатации каждое научно-исследова-тельское судно этой серии выполнило (на 1.01.1991) от 11 («Космонавт Виктор Пацаев») до 14 («Космонавт Владислав Волков») экспедиционных рейсов. Наиболее характерные районы, в которых они решают экспедиционные задачи, — Центральная и Южная Атлантика, Мекси-канский залив и Карибское море.

   Во время полета орбитальных пилотируемых комплексов «Салют» и «Мир» НИС этой серии осуществляли в океанах контроль за выполнением наиболее ответственных операций, К которым относятся стыковка и перестыковка корабля со станцией, работа космонавтов в открытом космосе, спуск с орбиты. Для этого суда размещаются в расчетных точках океана по трассе полета и через них ведется обмен телеметрической и другой информацией орбитального комплекса с Центром управления полетом.

    При запусках стационарных спутников и спутников с высокими эллиптическими орбитами НИС этой серии контролируют включение разгонных ступеней ракет-носителей. Например, при запуске 26 апре-ля 1980 года одного из спутников серии «Молния-1» корабельный измерительный пункт на НИС «Космонавт Павел Беляев» принимал, обрабатывал и передавал в Центр телеметрическую информацию, находясь в точке Атлантического океана.

    Вовремя первого полета орбитального корабля «Буран» 15 ноября 1988 года телеметрический контроле выполняли три НИС этой серии:     

    «Космонавт Владислав Волков» (5° с. ш., 30° з. д.), «Космонавт Павел Беляев» (16 с. ш., 21 з.д.) — в Атлантическом океана и «Космонавт Георгий Добровольский (45° ю. ш., 133° з. д.)- в Тихом океане.

                                                   

                                                                           ИСТОРИЯ

1-й рейс: 24.05.78г. — 12.12.78г. НЭ Кизьяков Владислав Семёнович; ГИ Дёмин Юрий Александрович; ЗНЭпч …Сокуренко КМ Азаров Виктор Григорьевич.
2-й рейс: 30.03.79г. — 11.09.79г. НЭ Кизьяков Владислав Семёнович; ГИ Дёмин Юрий Дмитриевич; ЗНЭпч Сокуренко … … КМ … …… — кто ? В формуляре — нет
3-й рейс: 22.05.80г. — 23.01.81г. НЭ Дёмин Юрий Дмитриевич; ГИ Князьков … … ЗНЭпч Сокуренко … … КМ Азаров Виктор Григорьевич.
4-й рейс: 07.12.81г. — 09.08.82г. НЭ Кизьяков Владислав Семёнович; ГИ Заболоцкий … … ЗНЭпч из Щёлково … … КМ Логинов … … — имя, отч. ??
5-й рейс: 21.01.83г. — 31.08.83г. НЭ Кизьяков Владислав Семёнович; ГИ Заболоцкий … … ? ЗНЭпч … … КМ Матвеев … … — имя , отч. ?
6-й рейс: 16.01.84г. — 19.07.84г. НЭ Пыпенко Геннадий Васильевич, ГИ … …. ; ЗНЭпч … … КМ Стравинский А. .В. — имя, отч. ?
7-й рейс: 13.11.84г. — 03.05.85г. НЭ Аникеев Михаил Александрович; ГИ … … ; ЗНЭпч … … . КМ Стравинский А … В…
8-й рейс: 30.08.85г. — 28.01.86г. НЭ Аникеев Михаил Александрович, ГИ … … ; ЗНЭпч … … КМ Овченко А. Г. — имя, отч. ?
9-й рейс: 20.06.86г. — 28.11.86г. НЭ Аникеев Михаил Александрович; ГИ Заболоцкий Анатолий Иванович; ЗНЭпч … …. . КМ Стравинский А. В. — им. Отч. ?
10-й рейс: 19.04.87г. — 25.11.87г. НЭ Аникеев Михаил Александрович; ГИ Монаков Сергей Сергеевич; ЗНЭпч … … . КМ Троицкий Эмануил Николаевич.
11-й рейс: 20.02.88г. — 08.12.88г. НЭ Аникеев Михаил Александрович; ГИ Монаков Сергей Сергеевич; ЗНЭпч … … . КМ Троицкий Эмануил Николаевич.
12-й рейс: 21.03.89г. -01.11.89г. НЭ Аникеев Михаил Александрович; ГИ Монаков Сергей Сергеевич; ЗНЭпч … … . КМ Троицкий Эмануил Николаевич.
13-й рейс: 03.03.90г. — 27.09.90г. НЭ Аникеев Михаил Александрович, ГИ Монаков Сергей Сергеевич; ЗНЭпч …. … . КМ Троицкий Эмануил Николаевич.
Коммерческий рейс: <Колумб-500> когда был ?? 21.05.-29.07. (посвящённый 500-летию открытия Америки Колумбом), состоялся летом 1992 года. НЭ Буров Н.А., ЗНЭ Смоляр Виктор Михайлович. Всего от СКИ — 7 чел (в т.ч.Борис Вершинин Жуков). Руководитель международной экспедиции (в сост.23 чел., в т.ч.космонавт Афанасьев Виктор Михайлович) — лётчик космонавт СССР Савиных Виктор Петрович. КМ Троицкий Э.Н.
14-й рейс: 28.01.94г. — 20.07.94г. Последний из судовых эксп.рейсов СКИ ОМЭР РАН. НЭ Буров Николай Александрович, ЗНЭ Смоляр Виктор Михайлович, ЗНЭ Москалец Михаил Альбертович,ЗНЭов Путинцев Евгений Иванович, КМ Сивцов Евгений Николаевич. Заходы: Колунборг (Дания) 03.02.94г.; Тема (Гана) 03.03.-10.03.94г.; Кейптаун (ЮАР) 18.04.-20.04.94г.; Лас-Пальмас (Испания) 08.06.-10.06.94г.; Антверпен (Бельгия) 08.07.-13.07.94г.