Невель

     

Научно-исследовательское судно «Невель»- одно из серии НИС, построенных в 1967 году. Его главные размерения: наибольшая длина 121,7 м, наибольшая ширина 16,7 м, высота борта 8,3 м. Водоизмещение с полными запасами 6320 т, осадка 4,7 м. Мощность главной энергетической установки 5200 л. с., скорость 14 узлов. Дальность непрерывного плавания 16 000 миль.

     Судовые запасы: моторное топливо — 885 т, дизельное топливо -320 т, смазочные масла — 8,5 т, котельная вода — 56 т, мытьевая вода -700 т, питьевая вода — 161т, провизия — 25 т. Автономность по запасам провизии 90 суток, по запасам воды 30 суток. Состав экипажа 46 чело-век, экспедиции 35 человек.

     Такие же характеристики имели другие научно-исследовательские суда этой серии — «Кегостров», «Боровичи», «Моржовей». Научно-исследовательское судно «Невель» имело две платформы — первую, вторую — и четыре палубы — главную, верхнюю, шлюпочную, палубу надстройки. Поперечными водонепроницаемыми переборками его корпус разделялся на шесть отсеков; корпус имел ледовые подкрепления. На судне три надстройки. В носовой надстройке располагались лаборатории, каюты членов экипажа и экспедиции. Среднюю надстройку занимали рулевая и штурманская рубки, судовая радиостанция, каюты членов экипажа, а также пищеблок и кают-компания. В кормовой надстройке находился медицинский блок и передающий радиоцентр. Лаборатории экспедиции размещались на верхней и главной палубах, на первой платформе. Всего на судне было 12 лабораторий.

     Космические и служебные системы. Как и все малые суда космического флота, «Невель» выполнял две функции: космические системы судна принимали со спутников телеметрическую и научную информацию с ее последующим анализом; поддерживали двухстороннюю радиосвязь с экипажами пилотируемых кораблей и орбитальных станций. На судне были установлены две радиотелеметрические станции, станция космической связи, аппаратура единого времени, приемно-передающий радиоцентр.

    Для приема телеметрической информации использовались две станции, обеспечивающие запоминание полного потока информации на магнитном носителе и вывод необходимых параметров для оперативной регистрации и обработки. Каждая станция была снабжена двумя директорными антеннами, ширина диаграммы направленности менялась в пределах от 15 до 25° в зависимости от выбранного частотного диапазона.
     Станция космической связи обеспечивала двухстороннюю радиосвязь между НИС и космонавтами. Прием сигналов осуществлялся на спиральную антенну с шириной диаграммы направленности около 30°, передача велась с помощью широкодиапазонной дискоконусной антенны. Антенны космических и связных систем были расположены на носовой, средней и кормовой надстройках, а также на грот-мачте и бизань-мачте. Общее число антенн всех назначений и типов составляло более 40. Для привязки НИС к заданной точке при проведении сеансов связи в океане использовалась аппаратура спутниковой навигационной системы. Управление всеми судовыми измерительными и связными средствами во время сеансов связи происходило централизованно из командного пункта. Энергетическое оборудование и судовые системы.

     Электропитание судовых систем и технических средств, размещенных в лабораториях, осуществлялось от трех дизель-генераторов мощностью по 300 кВт и трех дизель-генераторов по 200 кВт. Общая мощность всех источников электроэнергии на судне составляла 1500 кВт. Для поддержания нормальных условий труда и отдыха членов экипажа и’экспедиции, а также для нормальной работы технических средств, находящихся в лабораториях, на судне была предусмотрена система кондиционирования и вентиляции.

     Обитаемость. Члены экипажа и экспедиции размещались в одно-местных и двухместных каютах. Всего на судне было 30 одноместных и 29 двухместных кают. Для досуга участников экспедиционных рейсов были оборудованы библиотека, салон отдыха, спортивный зал, открытый плавательный бассейн. Кают-компания была рассчитана на 20 мест, столовая -на 26 мест. Медицинский блок включал в себя амбулаторию, операционную, лазарет, зубоврачебный кабинет.

     Строительство. Точно так же проходило строительство трех остальных судов этой серии — судна «Кегостров» в Выборге, судов «Боровичи», «Моржовец» в Ленинграде. Государственный флаг СССР на «Кегострове» был поднят 4 апреля 1967 года. В первый экспедиционный рейс судно вышло из Ленинграда 19 мая 1967 года. В те же дни ушли из Ленинграда остальные суда этой серии: «Моржовец» (14 мая), «Боровичи» (17 мая), «Невель» (20 мая). Все четыре судна получили приписку к Ленинградскому порту. Начало их экспедиционной работы воспринималось тогда как значительное событие в развитии космической техники, на него откликнулась пресса. Экспедиции. С начала эксплуатации в мае 1967 года НИС этой серии совершили по 24 («Кегостров», «Моржовец») и по 23 («Боровичи», «Невель») экспедиционных рейсов продолжительностью от пяти до одиннадцати месяцев. Каждое судно прошло в океанах более 800 тысяч миль. Они контролировали полет всех запущенных, начиная с 60-х годов, орбитальных станций, пилотируемых и грузовых транспортных кораблей, межпланетных станций, многих стационарных и других спутников. Программы экспедиционных работ были примерно такими же, как у НИС из серии «Космонавт Владислав Волков».

   Между тем подошел срок выведения их из эксплуатации. Суда возвратились в Ленинград из последних рейсов: «Боровичи» 27 января, «Невель» 10 февраля, «Моржовец» 9 июня, «Кегостров» 5 июля 1989 года. В 1989-1990 годах было демонтировано экспедиционное оборудование НИС, а корпуса всех четырех судов отправили в переплавку.

ХРОНИКА ЭКСПЕДИЦИОННЫХ РЕЙСОВ
   Сданный на Северную верфь в октябре 1966 г. лесовоз «Невель» в 1967 г. был переоборудован в научно-исследовательское судно по проекту 596М под тем же названием.

1-й рейс:          10.05.67 г.(от Самойлова, у Безбородова 15.03.67г.) – 24.12.67 г.

                              Состав: экспедиция – 28 человек,

                    НЭ Самойлов Борис Александрович, ЗНЭ Пашков Е.Г.

                    КМ Морозов Евгений Михайлович, ст.пом.КМ Лянной Олег Ильич.

Выполнены работы:

Порты:

                    Пересечение экватора — 09.08.1967 г. (дипл.Андрианова, Алейникова)

 

Всего:____  суток, пройдено ____ миль.

 

2-й рейс:                    23.03.1968 г. – 15.02.1969 г.

Состав: экипаж 56 чел., экспедиция – 26 чел.

                    НЭ Самойлов Борис Александрович, ЗНЭ Прусаков Сергей

                    Александрович

                    КМ Семёнов Георгий Васильевич, ст.пом.КМ Лянной Олег Ильич.

Выполнены работы:

                    «Зонд-5», «Зонд-6», «Союз-4», «Союз-5»

Порты:

                    Ленинград, Гибралтар (Великобритания);

                    Пересечение экватора — 10.04.1968 г. (дипл.Андрианова)

                    Порт-Луи (о.Маврикий) – 8 раз, Момбаса (Кения),

                    Бомбей (Индия), Пор-о-Франс (о.Кергелен, Франция),

                    Гибралтар (Великобритания), Ленинград.

                                   Всего: 329 суток, пройдено 49000 миль.

 

3-й рейс:                15.06.1969 г. (из кн.Сам.»Бел.Селен.») – 01.01.1970 г.

                    НЭ Жарков Николай Семёнович, ЗНЭ Щеглов Анатолий Васильевич.

                    КМ Семёнов Георгий Васильевич,

Выполнены работы:

Порты:

Пересечение экватора — 08.07.1969 г. (дипл.Андрианова)

Всего:____  суток, пройдено ____ миль.

 

4-й рейс:                14.07.1970 г.  —  01.01.1971 г.

                    НЭ Жарков Николай Семёнович,ЗНЭ Пинахин Владимир Павлович

                    КМ Семёнов Георгий Васильевич, (или Тонкочеев Н.И.??).

 

Выполнены работы:

Порты:

Всего:____  суток, пройдено ____ миль.

 

5-й рейс:                17.08.1971 г.  —  07.01.1972 г.

                    НЭ Жарков Николай Семёнович,ЗНЭ Пинахин Владимир Павлович

                    КМ Семёнов Георгий Васильевич, (или Тонкочеев Н.И.??).

 

Выполнены работы:

Порты:

                   Пересечение экватора — 09.09.1971 г. (дипл.Алейникова В.А.)

 

Всего:____  суток, пройдено ____ миль.

 

6-й рейс:                11.07.1972 г.  —  06.02.1973 г.

                    НЭ Турецкий Александр Григорьевич, ЗНЭ Выдранков Алексей Иванович.

                    КМ Семёнов Георгий Васильевич, (или Тонкочеев Н.И.??).

 

Выполнены работы:

Порты:

Всего:____  суток, пройдено ____ миль.

 

7-й рейс:                04.10.1973 г.  —  13.05.1974 г.

                    НЭ Жарков Николай Семёнович,ЗНЭ Пинахин Владимир Павлович

                    КМ Семёнов Георгий Васильевич, (или Тонкочеев Н.И.??).

 

Выполнены работы:

Порты:

Всего:____  суток, пройдено ____ миль.

 

8-й рейс:            28.08.1974 г. —  12.03.1975 г.

                   НЭ Жарков Николай Семёнович, ЗНЭ Пинахин Владимир Павлович.

                      КМ Семёнов Георгий Васильевич, (или Тонкочеев Н.И.??).

  

Выполнены работы:

                                                                          Порты:

                    Лас-Пальмас (Испания, о.Гран Канариа)

                   Перех.экватора 12.09.74г.

                   Фритаун (Сьера-Леоне);

                   Монровия (Либерия);

                   Аден (Йемен);

                   Порт-Луи (Маврикий);

                   И др.

Всего:____  суток, пройдено ____ миль.

 

9-й рейс:                        10.07.1975 – 29.03.1976гг

                    НЭ Жарков Николай Семёнович, ЗНЭ Пинахин Владимир Павлович.

                    КМ Семёнов Георгий Васильевич, (или Тонкочеев Н.И.??).

Выполнены работы:

                                                     Порты:

                   Экватор 30.11.75г.

                   Ленинград..

                   Лас-Пальмас (Испания)

                   Суецкий канал

                   Аден (Йемен)

                   Момбаса (Кения)

                   Сингапур (Сингапур)

                   Гибралтар (Испания)

                   Всего _____ суток. Пройдено 23600 миль (инф.с Охр.гр.А.Мосякова).

 

10-й рейс:                       16.07.1976г. – 18 (20).01.1977 г.

                     НЭ Масленников Анатолий Афанасьевич, ЗНЭ Пинахин Владимир Павлович.

                     КМ Ходин Юрий …

Выполнены работы:

Порты:

                   Проход Кильским каналом

                   Лпас-Пальмас (Испания, о.Гран Канариа);

                   Переход экватора 28.08.1976г.

                   Виллемстад (Нидерландские Антиллы);

                   И др.

 

11-й рейс:                            24.05.1977 г. – 11.01.1978 г.

                    НЭ Масленников Анатолий Афанасьевич, ЗНЭ Пинахин Владимир Павлович.

                    КМ Бушин Евгений Александрович,

Выполнены работы:

Порты:

                    Гибралтар (Испания);

                    Сингапур (Сингапур);

                    Момбаса (Кения);

                    Порт-Луи (Маврикий);

                    Дакар (Сенегал).

                     и др.

Всего _____ суток. Пройдено ________  миль

 

12-й рейс:                            10.06.1978 г. – 04 (06).12.1978 г.

                    НЭ Прусаков Сергей Александрович, ЗНЭ Пинахин Владимир Павлович.

                    КМ Бушин Евгений Александрович,

Выполнены работы:

Порты:

                    Проход Кильским каналом.

                    Лас-Пальмас (Испания, о.Гран Канариа);

                    Сьенфуэгос (Куба)

                    Виллемстад (Нидерландские Антиллы, о.Кюрасао);

                    Веракрус (Мексика);

                    и др.

Всего _____ суток. Пройдено ________  миль

 

13-й рейс:                         16.03.1979 г. – 19.09.1979 г.

                      НЭ Прусаков Сергей Александрович, ЗНЭ

                      КМ . . .

 

 

14-й рейс:                         13.04.1980 г. – 17.11.1980 г.

                      НЭ Прусаков Сергей Александрович, ЗНЭ

                      КМ . . .

 

 

15-й рейс:                         07.08.1981 г. – 10.12.1981 г.

                      НЭ Прусаков Сергей Александрович, ЗНЭ

                      КМ . . .

 

 

16-й рейс:                         07.05.1982 г. – 23.12.1982 г.

                      НЭ Прусаков Сергей Александрович, ЗНЭ

                      КМ . . .

 

17-й рейс:                         28.07.1983 г. – 29.12.1983 г.

                      НЭ Самойленко Алим Васильевич, ЗНЭ

                      КМ . . .

 

 

18-й рейс:                         02.05.1984 г. – 30.10.1984 г.

                      НЭ Самойленко Алим Васильевич, ЗНЭ

                      КМ . . .

 

 

19-й рейс:                         06.05.1985 г. – 11.10.1985 г.

                      НЭ Самойленко Алим Васильевич, ЗНЭ

                      КМ . . .

 

 

20-й рейс:                         14.02.1986 г. – 17.08.1986 г.

                      НЭ Самойленко Алим Васильевич, ЗНЭ

                      КМ . . .

 

 

21-й рейс:                         17.12.1986 г. – 31.06.1987 г.

                      НЭ Самойленко Алим Васильевич, ЗНЭ

                      КМ Синицын Вадим Николаевич.

 

 

22-й рейс:                         02.09.1987 г. – 11.03.1988 г.

                      НЭ Самойленко Алим Васильевич, ЗНЭ

                      КМ Синицын Вадим Николаевич.

 

 

23-й рейс:                         02.07.1988 г. – 09.02.1989 г.

                      НЭ Ключников Владимир Николаевич, ЗНЭ

                      КМ Синицын Вадим Николаевич.