В нашей стране 4 октября и 12 апреля ещё не стали государственными праздничными днями. На фоне этого говорить о «14 июля» вообще не приходится, но в этот день страна в 1971 году получила величайший подарок, уникальное чудо науки и техники. С помощью этого чуда космонавтика должна была продолжать королёвский штурм космоса и, в частности, вместе с другими своими старшими братьями «Космонавтом Владимиром Комаровым» и «Академиком Сергеем Королёвым» обеспечить контроль и управление полётов советских космонавтов на Луну, сначала её облететь, затем высадиться на её поверхности.К сожалению, судьба распорядилась иначе, и крупные плавучие центры управления полётами работали по ближнему космосу. Космический флот активно участвовал в обеспечении всех пилотируемых полётов на шести «глухих» для наземного измерительного комплекса витках в Северной Атлантике, отслеживал динамические операции в космосе и контролировал посадки космонавтов во многих других точках Мирового океана.
Находясь в рейсах или в порту на борту флагмана космического флота — судне Академии наук СССР «Космонавт Юрий Гагарин», 14 июля — День судна, день подъёма на нём Государственного флага мы всегда отмечали по-праздничному. Вот и сегодня не хочется писать о грустном. Предлагаю всем ненадолго заглянуть в год 1971-ый, прочитать две статьи, перепечатанные мной из центральных газет. Об уникальном судне, построенном на Балтийском заводе, начинённом, подчёр-киваю, современной техникой исключительно отечественного производства. Корабле науки — предмете гордости не только ленинградских корабелов, моряков, талантливых конструкторов и инженеров. Этим достижением, наравне с другими известными в космонавтике, по-прежнему может гордиться вся наша страна.
В подтверждение официальной информации из газет того времени, предлагаю посмотреть некоторые фото моряков-гагаринцев, которые прежде на сайте не публиковались. Тут представлены фотоснимки моряков-фотолюбителей, ходивших в экспедиционные рейсы на флагмане космического флота: Геннадия Маценко, Юрия Плаксина, Владимира Уперенко, Виктора Сергеева, Юрия Кузьмичёва. Сюжеты о судне и жизни моряков, всего 63 фото.
Вы также можете посмотреть и видеозаписи, сделанные на «Гагарине» в его последних рейсах, 1987-1989 годах. Съёмка велась операторами-любителями на общественную VHS-камеру: Виктором Ковылкиным, Александром Коновым и Виталием Новославским. Как-то раз, в каюте В.Ковылкина я просидел целый вечер и записал с общественных видеокассет для себя фрагментов из жизни на судне три часа. Причём одновременно инструментальной музыкой, которую особенно люблю, частично «задавил» естественные и технические звуки сопровождавшие видеосъёмку. Нельзя сказать, что у меня получился фильм, ведь тут совершенно нет поясняющих комментариев. Но, согласитесь, смотреть видео без звука или с посторонним звуком было бы менее приятно. Хотя, по прошествии лет я жалею, что убрал все естественные звуки моря, технические шумы судна, для нас, моряков, они остаются родными.
Теперь это уже исторические видеозаписи, а чтобы они сохранились, я их оцифровал и теперь все могут увидеть их через Интернет. Предлагаю, по указанным ниже ссылкам зайти на сайт Владимира Прощенко «Космонавт Георгий Добровольский» и посмотреть мои видеозаписи из гагаринских рейсов отсортиро-ванные по частям.
С уважением ко всем ветеранам космического флота и гостям сайта,
бывший член экспедиционных рейсов на НИС «Космонавт Юрий Гагарин»,
Анатолий Капитанов
14 июля 2013 г.
СТАРТ ФЛАГМАНА
Специальный корреспондент «ИЗВЕСТИЙ» М.Ростарчук
передаёт с борта научно-исследовательского судна
«КОСМОНАВТ Юрий ГАГАРИН»
ЛУЧШИЕ из лучших продолжают жить после смерти не только в памяти народной, они воплощаются, как сказал поэт, в пароходы, строчки и другие долгие дела… Уходит в плавание, в первый свой экспедиционный рейс «Космонавт Юрий Гагарин» — флагман советского космического флота.
По редкому стечению обстоятельств в эти дни одесситы могли полюбоваться сразу тремя лучшими из десяти наших космических судов. На рейде порта стоит сейчас теплоход «Космонавт Владимир Комаров». Это судно водоизмещением 17500 тонн удивляет огромными белыми двадцатиметровыми шарами, в которых упрятаны две его параболические антенны. Рядом с ним покачивается на черноморской волне элегантный теплоход «Академик Сергей Королёв». Его водоизмещение 22 тысячи тонн, и он несёт две возвышающиеся над надстройками чаши антенн, с помощью которых не так давно поддерживалась надёжная связь с космическими кораблями «Союз-10» и «Союз-11».
А у причальной стенки, готовый к отходу, стоит одиннадцатипалубный красавец турбоход «Космонавт Юрий Гагарин».
Космонавтика – это не только гигантские ракеты и космодромы, не только фантастически совершенные межпланетные аппараты, и пилотируемые корабли, не только сложнейшие наземные комплексы управления и связи. Когда вокруг планеты стали обращаться первые искусственные спутники Земли, их сигналы принимали и первенцы космического флота «Краснодар», «Ильичёвск», «Долинск».
Становились сложнее ракетно-космические системы, которые запускали земные космодромы, и в море уходили корабли, оснащённые всё более совершенной аппаратурой. И вот теперь советская космонавтика получила это удивительное, единственное в мире судно.
Специалисты говорят, что чем совершеннее то или иное инженерное сооружение, машина или аппарат, тем оно и внешне эстетичней. «Космонавт Юрий Гагарин» безусловно красив, хотя с трудом укладывается в привычное понятие «пароход». Четыре параболические антенны, две из которых огромными зонтами почти перекрыли 30-метровую ширину палуб, до сих пор мы могли видеть только на суше. Если же говорить о «начинке» этого современнейшего судна, то и она отвечает последнему слову техники.
В двух словах, помимо задач, связанных с автономным и активным управлением космическими аппаратами, оборудование судна позволяет вести исследования верхних слоёв атмосферы и космического пространства. Зачем же понадобилось переносить в просторы Мирового океана столь сложный и мощный радиотехнический комплекс?
Дело в том, что вследствие вращения Земли и её перемещения в пространстве трассы космических аппаратов на некоторое время выпадают из поля зрения наземных контрольно-измерительных пунктов. Суда космического экспедиционного флота АН СССР, занимая наиболее выгодные позиции в океанах, покрывающих, как известно, две трети земной поверхности, как раз и призваны свести до разумного минимума «мёртвые зоны» связи.
Что же под силу радиотехническому комплексу «Юрия Гагарина»? Об этом рассказывают его антенны. Всего их на судне более ста! Четыре из них, самые большие, создают неповторимый силуэт судна. С помощью антенны, установленной почти над самым ходовым мостиком, обеспечивается надёжная телефонная и телеграфная связь судна (а значит и космического корабля, с которым оно работает) через спутник связи «Молния» с Центром управления пилотируемыми полётами или дальней космической связи. Инженеры, работающие в лаборатории спутниковой связи, с гордостью сообщают, что при необходимости они могут связаться с любым телефонным абонентом на территории СССР.
Достойно внимания и то, каким образом информация, полученная с орбиты, передаётся с судна на континент, в Центр управления. Её с помощью специальных систем предварительно как бы фильтруют, осредняют, избавляют от избыточной, сжимают – другими словами, информацию, собранную, скажем, в течение часа, передают, не теряя смысла, в считанные секунды!
Чаша второй антенны собирает информацию для измерительного комплекса судна, который оценивает работу бортовой аппаратуры и систем космических аппаратов, проводит траекторные и орбитальные измерения.
Площадь и конструкция двух других самых больших антенн судна, мощность и чувствительность устройств, на которые они работают, позволяют держать надёжную связь сразу с несколькими космическими объектами, удалёнными на десятки миллионов километров от Земли. Если бы ваш слух обладал такой же избирательностью, как эти антенны, то вы смогли бы в хоре болельщиков на Центральном стадионе имени Ленина в Лужниках различить голос приятеля, сидящего на противоположной трибуне.
Логичен вопрос: как среди мятущихся волн океана поймать чашей судовой антенны радиосигналы объекта, затерянного в бескрайнем космическом пространстве? Ведь и на земной тверди задача наведения вовсе не так проста. Для этого на судне есть своя служба – лаборатория управления антенным комплексом. Наиболее любопытная её часть – система, которая учитывает не только точное местонахождение судна, но и углы крена, рыскание по курсу и даже деформации его корпуса, вызванные волнением. Оказывается, 232-метровый корпус судна испытывает в шторм деформации, измеряемые десятками сантиметров!
Короче говоря, все колебания судна учитываются в электронном мозге лаборатории, который управляет стабилизированными антеннами. Их чаши словно взвешиваются в пространстве, человек, усевшийся на антенне, с удивлением обнаружил бы, что всё вокруг качается, кроме самой чаши.
Надо сказать, что счётно-решающие устройства различного типа присутствуют в большинстве лабораторий судна. На борту есть свой вычислительный центр. В просторном зале центра (как, впрочем, и в большинстве помещений судна) теряется ощущение корабля, трудно поверить, что этот светлый зал, в котором так по-земному устроились у пультов операторы, через несколько дней окажется на просторах Атлантики.
Чтобы обойти все помещения судна, побывав в каждом из них всего две минуты, потребовалось бы 48 часов! На борту «Космонавта Юрия Гагарина» более ста лабораторий, но одна из них особенно привлекает. Здесь установлены пульты, с помощью которых подготавливаются, уходят в эфир и регистрируются команды, предназначенные для космических кораблей. На примере этой лаборатории хорошо виден прогресс систем управления космическими объектами. Если раньше, на заре космонавтики, оператор вручную готовил команды, то сейчас это в силах делать ЭВМ. В её память стекается информация о работе бортовых систем космического корабля, данные траекторных измерений, она запоминает команды, которые нужно передать устройствам космического аппарата, и многое другое, что входит в понятие «управление». Все эти операции программируются в виде логической задачи. И в тот момент, когда заданное время команды совпадает с огромной точностью с реальным временем, машина даст команду на включение.
Точное время и точное местонахождение. Эти два параметра, по понятным причинам, чрезвычайно важныдля этого плавающего центра управления космическими полётами.В недрах судна установлены точнейшие часы, ход которых постоянно сверяется по радио с часами, установленными в мировых центрах времени. А навигационный комплекс даёт координаты местонахождения судна с точностью, превышающей точность обычных навигационных систем.
Знакомство с «Космонавтом Юрием Гагариным» — увлекательное путешествие в мир самой современной техники, в мир самой совершенной электроники и радиотехники. Судно водоизмещением 45 тысяч тонн способно пришвартоваться в любом порту без помощи буксиров: оно оснащено подруливающими устройствами, благодаря которым может перемещаться ходом шахматного коня, то есть не только прямо, но и вбок. Успокоители существенно уменьшают качку корабля.
Мощность главной машины судна 19 тысяч лошадиных сил. Восемь тысяч киловатт – такова мощность бортовой электростанции, её вполне хватило бы для нужд небольшого города. Все помещения корабля получают кондиционированный воздух. Жёсткий температурный режим (плюс – минус полградуса) создаётся с помощью трёх холодильных машин. Каждая из них по мощности равна холодильной машине Кремлёвского Дворца съездов! Любая цифра, характеризующая оснащённость судна, удивляет: 19 тысяч лампочек горят в светильниках судна. 8 грузопассажирских лифтов, киноконцертный зал на 260 мест, высота судна от киля до клотика 62 метра!
Можно было бы рассказать и о спортивных сооружениях судна – плавательных бассейнах, спортивном зале, прекрасной поликлинике, уютных одно- и двухместных каютах. Ленинградские корабелы позаботились о том, чтобы быт членов экспедиции и экипажа был не только удобен, но и красив, тем более что на «Юрии Гагарине» работают инженеры и техники высшей квалификации, лучшие моряки Черноморского пароходства.
… Итак, этот необыкновенный корабль уходит в первый рейс. Недалёк час, когда его антенны начнут прощупывать глубины космоса, радиосигналы, рождённые в его недрах, заботливо поведут космические аппараты по новым орбитам. Космонавты рассказывают, что, когда на сеансах связи они беседовали с Юрием Алексеевичем Гагариным, их наполняла особая уверенность в успехе дела. Лучшие продолжают жить в металле кораблей. Космонавт Юрий Гагарин снова в строю.
ОДЕССА ИЗВЕСТИЯ 14.12.71 г. № 296
ФЛАГМАН ВЫХОДИТ В ОКЕАН
Репортаж корреспондента «Правды» А.Богма с борта
судна «Космонавт Юрий Гагарин» 12 декабря 1971 г.
Через несколько дней, покинув причалы Одессы, отправится в свой первый рейс научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин». Почти четвертькилометровой длины стальная громада с массивными зеркалами антенн проплывёт мимо Воронцовского маяка и, набирая скорость, скроется вдали. На его долгом пути не раз встанут студёные валы и тропический зной, штормы и свирепые тайфуны.
— Но капризы погоды нам не страшны, — говорит капитан Борис Константинович Сидоров, — ведь «Космонавт Юрий Гагарин» может противостоять любым волнам и ветрам. Успокоители качки, которыми снабжено судно, обеспечат его устойчивость и нормальные условия для научных наблюдений во всех его лабораториях.
Борис Константинович водил танкеры и сухогрузы в различные порты мира. И всё-таки, когда не так давно ему предложили стать капитаном самого большого и мощного в мире научного судна «Космонавт Юрий Гагарин», он взволновался до глубины души: дело необычное, и доверие большое.
— Горжусь, — говорит он, — что именно наша страна создала подобный плавучий космический центр. Радуюсь, что буду трудиться на уникальном судне, где применено такое обили технических новшеств. Спасибо советским учёным, конструкторам и корабелам Ленинграда.
Капитанский мостик – это мозг судна. И он не имеет себе равных: в его навигационном оборудовании – новейшие достижения электроники, оптики, радиотехники. Эта аппаратура помогает легко вести судно сквозь непроглядную тьму ночного штормового океана, прощупывая десятки миль вокруг.
Первый помощник капитана Геннадий Николаевич Потехин готов без устали рассказывать о тех удобствах, которые созданы для членов экспедиции и экипажа судна. Несколько часов лифты возили нас с палубы на палубу от мостика до днища, делая остановки на всех 11-ти палубах. Геннадий Николаевич показывал залы, салоны, кабинеты, где свободные от вахты люди смогут отдохнуть, почитать, сыграть в шахматы.
— А вот здесь мы будем показывать кинофильмы, — сказал он, когда мы вошли в расположенный амфитеатром зал. – Берём с собой в плавание широкоформатные ленты. Концерты тут будем проводить и пьесы собираемся ставить.
Под клубным помещением – спортивный комплекс с волейбольной и баскетбольной площадками, с тренажёрами для гимнастов, велосипедистов, гребцов, с различными спортивными снарядами, плавательным бассейном, душевыми. Есть на судне и библиотека, и поликлиника, и учебные классы, и музей. В их оформлении, как и в убранстве салонов палуб, залов, кают, ленинградские мастера изобразительного искусства внесли много выдумки, стремясь создать все условия для того, чтобы в продолжительном рейсе судно стало родным домом для каждого члена экипажа и экспедиции.
А многочисленный коллектив «Космонавта Юрия Гагарина» весьма разнохарактерный. Первым рейсом идут на нём учёные из многих институтов страны. Среди участников экспедиции – астрономы, физики, математики, инженеры и другие специалисты. Все – не первый день связаны с изучением Вселенной, освоением космоса. У каждого – свои задачи. Но все объединены единой целью, поставленной перед отечественной наукой XXIV съездом КПСС: обеспечить проведение научных работ в космосе, а также продолжение фундаментальных научных исследований Луны и планет Солнечной системы.
Космос изучают с судов «Академик Сергей Королёв», «Космонавт Владимир Комаров» и других кораблей экспедиционного флота Академии наук СССР. Их флагманом отныне стал «Космонавт Юрий Гагарин», который по своему оснащению и объёму работ не уступает наземным станциям, наблюдающим за космосом.
Лаборатории на судне плотно «начинены» радио-и телеметрическим, электронно-вычислительным, электротехническим и другим оборудованием.
— Мы зашли в одну из лабораторий. Лампы дневного света. А под ними – сложнейшая аппаратура, приборы, пульты, блоки. Линии маленьких лампочек, готовых вспыхнуть разноцветными огоньками для торопливого отсчёта стремительного бега времени. Целая «симфония» техники!
В помещениях лабораторий и комплексов нас познакомили с нелёгким трудом научных сотрудников и операторов, обстоятельно рассказали о назначении устройств, готовых по первому сигналу включиться в действие.
Воздух во всех каютах приятно прохладен и чист. Его освежают и охлаждают в рефрижераторном отсеке судна.
Научный комплекс буквально переплетён паутиной кабеля. Провода соединяют источники питания, электронно-вычислительные комплексы, пульты управления и четыре огромные антенны, которые возвышаются на палубах и создают таинственный, очень выразительный и характерный силуэт судна, — в одно целое, образующее сложнейший инженерный организм.
В любой точке Мирового океана «Космонавт Юрий Гагарин» способен постоянно поддерживать связь с Центром управления полётами. Где бы не находилось судно, специальные каналы связи гарантируют бесперебойный приём информации, управление космическими полётами, в том числе через судно непосредственно из Москвы. Все участники экспедиции подчёркивают повышенную надёжность аппаратуры и конструкций судна.
Впереди у корабля науки – Мировой океан. Впереди – Босфор, Гибралтар, Канарские острова. Советские люди желают коллективу судна счастливого плавания, больших трудовых свершений. А вот жители породнённого с Одессой старинного Марселя уже познакомились с флагманом советского академического флота. Как известно, модель научно-исследовательского судна «Космонавт Юрий Гагарин» передал в дар марсельцам Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев во время недавнего визита в дружественную Францию.
г. Одесса, ПРАВДА 12.12.71 г. № 346