История ХХ века доказала, что присутствие флота в дальней морской зоне помогло СССР решить две ключевые задачи: выйти на передовые рубежи в науке, технологическом развитии и, одновременно, укрепить собственную обороноспособность. Именно для достижения этих целей основоположник практической космонавтики, академик С.П. Королев, создал к 1960-м году сразу две флотилии кораблей. Задачей первой являлось участие в испытаниях полётов межконтинентальных баллистических ракет всех советских конструкторов на предельную дальность в Тихом океане, с привлечением этих военных кораблей ТОФ к обеспечению связи с пилотируемыми космическими кораблями (КК). Вторая флотилия была предназначена в основном для управления и связи с пилотируемыми космическими аппаратами, приёма информации об их полётах из точек мирового океана. Так как 6 из 16 суточных витков полётов вокруг Земли были недоступны наземному измерительному комплексу. Не многие знают, что без научно-исследовательского океанского флота космической службы не было бы прорывных успехов у космонавтики. И этот отечественный флот выполнил своё предназначение за свою тридцатилетнюю историю, внеся огромный вклад в развитие космонавтики. Флот космической службы надёжно обеспечил связь с космонавтами, осуществлял приём телеметрической информации о полётах на КК и орбитальных комплексах на важных участках космических трасс над океаном.
Тяжело было смотреть, когда в безвременье 90-х — начала 2000-х безжалостно уничтожался некогда мощный морской космический флот (МКФ) СССР. Однако ещё тяжелее видеть как в наше время, в период укрепления новой России, когда декларируется бережное отношение к истории страны, погибает последний представитель МКФ — научно-исследовательское судно (НИС) «Космонавт Виктор Пацаев».
С судами, некогда входившими в состав «Службы космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР» неразрывно связаны успехи в освоении космоса. Флот контролировал все посадки пилотируемых КК на Землю, старты автоматических станций к дальним планетам, все важные научные эксперименты над акваторией океана. Вымпел научно-экспедиционного флота использовался для прикрытия длительных, от шести и более месяцев нахождения в океане, необходимостью заходов судов в иностранные порты для пополнения своих запасов. Реально же весь Флот космической службы СССР подчинялся военному ведомству. С 1967 года состав космического флота стал пополняться специализированными судами и крупными морскими ЦУПами, способными управлять полётами космонавтов вокруг Луны и на Луну, обеспечивать многомесячные космические вахты в океанах. К 1978 году МКФ насчитывал 11 специализированных судов, в том числе уникальных, построенных на отечественных верфях, с оборудованием исключительно отечественного производства. Последнее из оставшихся «в живых» — НИС «Космонавт Виктор Пацаев», ошвартованное в 2001 г. к причалу Музея Мирового океана в Калининграде, с 1979 по 1994 годы совершило в мировом океане 14 длительных экспедиционных рейсов. Как и другие его собратья оно выполнило свои конкретные задачи, от чего зависела жизнь космонавтов на орбитах и репутация СССР, как великой космической державы, впервые открывшей человечеству дорогу в космос. Несмотря на сложные условия работ в океане, на борту «Космонавта Виктора Пацаева», как и на всём космическом флоте за 30 лет, ни один сеанс связи не был сорван по его вине благодаря профессионализму экспедиции и экипажа.
Однажды, при заходе судна в мексиканский порт Веракрус, во время швартовки был поврежден один из сегментов 12-ти метровой антенны, предназначенной для приёма телеметрии. Выход её из строя означал срыв оставшихся в рейсе задач по управлению полётами, так как такие ремонтные работы могли производиться только на заводе-изготовителе. Однако команде за несколько дней стоянки в порту удалось самостоятельно произвести беспрецедентный ремонт своими силами. Благодаря морякам все поставленные задачи на рейс были выполнены с должным качеством, а заводская проверка по возвращении в родной порт показала, что дополнительное вмешательство по ремонту антенны не требуется.
Мало кто знает, во время широко известной героической «реанимации» в космосе станции «Салют-7» космонавты В.А.Джанибеков и В.П.Савиных держали связь на недоступных ЦУПу участках орбиты через борт НИС «Космонавт Виктор Пацаев». Тем самым историческое судно внесло весомый вклад в успех беспрецедентной в истории космонавтики операции.
В последнем рейсе «Космонавта Виктора Пацаева» в 1994 году нештатная ситуация произошла при расстыковке станции «МИР» со спускаемым аппаратом. Командиру В.В.Циблиеву и бортинженеру А.А. Сереброву необходимо было облететь «МИР» и заснять его на видеокамеру. При выполнении манёвра спускаемый аппарат ударил станцию, но профессионализм космонавтов и четкость работы специалистов НИС «Космонавт Виктор Пацаев», обеспечивавших в тот период связь с ЦУПом, помогли избежать трагедии.
Построенное на ленинградской верфи, оснащенное родной электронной техникой НИС «Космонавт Виктор Пацаев» остаётся последним памятником уникальному Морскому космическому флоту, созданному благодаря таланту советских учёных и конструкторов, замечательных ленинградских корабелов. Вплоть до сентября 2017 года, когда в Калининградской области был введен в эксплуатацию новый наземный измерительный комплекс, «Космонавт Виктор Пацаев», ошвартованный к причалу Музея мирового океана, ещё 15 лет продолжал обеспечивать сеансы связи ЦУПа с российским сегментом Международной космической станции не выходя в море. А это значит, в нашу «цифровую» эпоху заложенные в советский период фундаментальные возможности оставались конкурентоспособными и гарантировали надёжность связи. Чтобы сохранить судно ветераны космического флота на собственные средства провели его историко-культурную экспертизу и теперь оно внесено в федеральный реестр памятников культурного наследия народов России. Казалось бы, судно защищено от варварской утилизации? Однако по законам рыночной экономики, исчерпавшее свой ресурс НИС стало обузой для чиновников государства, которому верно служило долгие годы. Своим выживанием корабль науки обязан администрации Музея Мирового океана в Калининграде, любезно приютившей его у своего причала, а также энтузиазму моряков-ветеранов космического флота, космонавтов, дочери В.И.Пацаева Светланы, стремящихся сохранить малоизвестную страницу истории космонавтики для наших потомков. Прежние эксплуатанты в лице «Роскосмоса» и Министерства Обороны, жонглируя завышенными сметами, продолжают спорить — за чей счёт можно было бы осуществить текущий ремонт и кто должен его сделать? Вопрос приписки судна-«ветерана» новому хозяину (парку «Патриот») в течение двух лет продолжает оставаться нерешённым. По-видимому, в ожидании разрушения судна! Нет судна — нет и проблемы!
«Космонавт Виктор Пацаев» — последнее живое судно морского космического флота СССР, судно — памятник космонавтике, таланту конструкторов и рабочих, дань памяти герою-космонавту Виктору Пацаеву, самоотверженной работе моряков в океане,. Мы не вправе потерять последний символ, «Аврору» космического флота. Иначе, что оставим своим потомкам? О каком патриотизме можно говорить с высоких трибун, уничтожая памятники, символизирующие начало и становление космической эры? Кто в русле «национальной идеи» передаст эстафету российским многоразовым челнокам, которые, как хотелось бы верить, будут покорять уже межзвездное пространство?
Ветеран СКИ ОМЭР АН СССР (РАН), участник всех рейсов на НИС «Космонавт Виктор Пацаев» Владимир Пашутин