Космонавт Юрий Гагарин

    

НИС «Космонавт Юрий Гагарин»  — самое крупное и наиболее мощное по научно-техническому оснащению экспедиционное
судно. Главные размерения судна: наибольшая длина 231,6м, наибольшая ширина 31,0 м, высота борта у миделя 15,4 м.
Водоизмещение с полными запасами 45 000 т, осадка 8,5 м. Паротурбинная энергетическая установка мощностью 19 000 л.
с. способна сообщить судну скорость полного хода до 18 узлов. Дальность непрерывного плавания 20000 миль. Выходя в
рейс, судно имеет запасы: котельное топливо (мазут) -9000т, дизельное топливо — 1850 т, смазочные масла — 115 т,
котельная вода — 80 т, питьевая и мытьевая вода — 2100т, провизия — 180т. Автономность судна по запасам провизии,
топлива и масла 130 суток, по запасам пресной воды 60 суток. Если необходимо, пресную воду в плавании можно получать
от двух опреснительных установок общей производительностью 40 т в сутки.      Экипаж судна составляет 140 человек,
научный и инженерно-технический состав экспедиции 215 человек. На судах космического флота в зависимости от
выполнении предстоящих задач, число участников экспедиционного рейса может изменяться. Здесь и ниже указано
наибольшее число, определяемое местами в каютах. «Космонавт Юрий Гагарин» имеет высокие мореходные качестве и может
плавать в любых районах Мирового океана при любом состоянии моря. Для уменьшения бортовой качки на нем установлен
пассивный успокоитель, благодаря чему амплитуда бортовой качки при волнении 7 баллов снижается с + 10 до + 3°, имея
период колебаний около 16 с. Килевая качка при 7 баллах достигает по амплитуде + 5°, период колебаний равен 7 с.
Судно оснащено подруливающим устройством. Это крыльчатые движители — две в носу и один с корме, они установлены
внутри корпуса в поперечных сквозных каналах и приводятся во вращение электромоторами. Подруливающее устройство
облегчает управление судном на малых скоростях и при швартовке, позволяет удерживать его на курсе во время сеансов
связи и дрейфе.
     Корпус судна разделен по длине водонепроницаемыми переборками на восемь отсеков, а по высоте — на одиннадцать
ярусов, образуемых палубами и платформами. В самом низу расположено двойное дно, затем идут нижняя, средняя и
верхняя платформы. На этих четырех ярусах предусмотрены кладовые, танки котельного и дизельного топлива, танки
пресной воды, балластные цистерны, несколько лабораторий. Во втором отсеке (счет ведется от носа) два яруса отведены
под спортивный зал, над ним на верхней платформе находится кинолекционный зал. В седьмом отсеке расположена
электростанция, восьмой отсек занимает машинно-котельное отделение. Верхняя платформа и все последующие ярусы
находятся уже над плоскостью ватерлинии. Корпус имеет ледовые подкрепления. Следующий ярус — верхняя палуба; здесь
размещены каюты экипажа и экспедиции, лаборатории, две столовые. Часть верхней палубы вдоль правого и левого бортов
открытая. Еще выше расположены два яруса надстройки — палуба 1-го яруса и открытая палуба. Они протянулись на
большую часть длины судна от носа до кормы. Ярусы включены в общую систему прочности корпуса и наряду с верхней
палубой, тремя платформами, продольными и поперечными переборками увеличивают его жесткость и снижают деформации
корпуса на волнении. Здесь находятся каюты, лаборатории, кают-компания экипажа и экспедиции, два салона отдыха.
Палуба 1-го яруса вдоль всего периметра судна имеет открытую галерею. На открытой палубе ближе к корме установлены
барбеты двух параболических антенн с зеркалами диаметрами по 25 м. К барбетам крепятся конструкции антенн, они
распределяют вес антенн на продольные и поперечные переборки корпуса. Выше открытой палубы надстройка разделяется на
две части, носовую и кормовую. В носовой надстройке следующий ярус — нижний мостик. Кроме кают и лабораторий, на
этом ярусе установлен барбет одной из двух 12-метровых параболических антенн. На среднем мостике находится
радиорубка, еще выше, на навигационном мостике, расположены рулевая и штурманская рубки, и наконец, на площадке
верхнего мостика установлено несколько антенн, в том числе вторая 12-метровая параболическая антенна. Верхний мостик
лежит на 25 м выше уровня моря. Ярусы соединены между собой трапами, двумя грузовыми и восемью пассажирскими
лифтами. Космические и служебные системы. Основу оборудования научно-исследовательского судна «Космонавт Юрий
Гагарин» составляет многофункциональная командно-измерительная система. Она может работать одновременно с двумя
космическими объектами, осущест-вляя передачу команд, траекторные измерения, телеметрический контроль, двухстороннюю
телефонную и телеграфную связь с космонавтами, прием научной информации. Достижению больших дальностей радиосвязи
способствуют остронаправленные приемные и передающие антенны, мощные передатчики и высокочувствительные приемники с
входными параметрическими усилителями, охлаждаемыми жидким азотом. Три параболические антенны — вторая от носа с
зеркалом диаметром 12 м, третья и четвертая с зеркалами диаметрами по 25 м каждое относятся к космической
командно-измерительной системе. Они ведут передачу и прием радиосигналов на сантиметровых, дециметровых и метровых
волнах. Кормовая 25-метровая антенна однозеркальная, остальные две двухзеркальные. Вес каждой 25-метровой антенны
составляет около 240 т, 12-метровой антенны — 180 т. Ширина диаграммы направленности 25-метровой антенны в
зависимости от длины рабочей волны находится в пределах от 10 угловых минут (СМВ) до 10 градусов (МВ). В
подзеркальных кабинах располагаются входные устройства приемников и усилители высокой частоты. Еще одна
параболическая антенна имеет диаметр 2,1 .м, она служит для поиска сигналов и конструктивно объединена с одной из
25-метровых антенн.

     Все антенны могут сопровождать космические объекты по приходящим от них радиосигналам или по заранее рассчитанной
программе. Система управления антеннами нормально работает при скорости ветра до 20 м/с и волнении моря до 7 баллов.
Управлять полетом спутников и космических кораблей с «Космонавта Юрия Гагарина» можно самостоятельно, посылая на них
команды и временные программы. Возможен другой режим работы — ретрансляция команд, поступающих на судно из Центра
управления полетом. Данные траекторного контроля (дальность и радиальная скорость) и результаты телеметрического
контроля подвергаются на судне машинной обработке и после этого направляются в Центр. В этом случае, а также для
телеграфно-телефонных переговоров между космонавтами и Центром управления полетом используют спутники-ретрансляторы.

     Радиопереговоры с космонавтами и телеметрический контроль возможны с помощью отдельных связных и телеметрических
станций, то есть помимо основной командно-измерительной системы. В этом случае используются обособленные связные и
телеметрические антенны. Всего на судне 75 антенн различного типа и назначений.
 
     

Главная антенна

     Управление космическими радиотехническими системами автоматизировано. Для баллистических расчетов, обработки
информации и управления корабельными системами служат две универсальные электронные вычислительные машины и
несколько специализированных. Среди служебных систем НИС назовем прежде всего систему привязки. Она измеряет
географические координаты тех точек в океане, в которых проводятся сеансы связи, измеряет курс судна, углы бортовой,
килевой качки и рыскания. На «Космонавте Юрии Гагарине» эта система представлена разветвленным комплексом
разнообразных приборов и устройств.

     Для определения географических координат НИС используются навигационные спутники. Гироскопические приборы с
точностью до нескольких угловых минут дают сведения о курсе судна, бортовой, килевой качке и рыскании; индукционные
и гидроакустические лаги- о скорости судна относительно воды и морского дна. Оптический пеленгатор позволяет
учитывать координаты опорных береговых ориентиров. Измеряется также скорость качки на волнении, которая нужна для
расчета поправок при определении радиальной скорости спутников.

     Кроме перечисленных устройств, входящих в систему привязки, судно располагает комплексом обычного штурманского
оборудования. Это оборудование используется на переходах, когда требования к точности местоопределения не столь
высоки. Оно размещено, главным образом, в рулевой и штурманской рубках. Параболические антенны имеют трехосную
стабилизацию, учитывающую качку. Предусмотрена оптико-электронная аппаратура, измеряющая деформации корпуса — углы
изгиба в диаметральной плоскости и плоскости ватерлинии, данные о деформациях поступают в систему стабилизации
антенн. Ошибка измерения углов, характеризующих изгиб, составляет не более 40 угловых секунд. Основная связь судна с
Центром управления полетом идет по многоканальной радиолинии через спутники-ретрансляторы «Молния». По этому пути
передаются командная, траекторная, телеметрическая, научная, телеграфно-телефонная и телевизионная информации. По
этому же пути осуществляется радиообмен, связанный с функционированием научной экспедиции. Для передачи и приема
сигналов со спутников «Молния» служит носовая параболическая антенна с зеркалом диаметром 12 м. Она так же, как
параболические антенны командно-измерительной системы, имеет трехосную систему стабилизации, учитывающую качку судна.

     Спутниковая связь требует, чтобы космический ретранслятор был одновременно виден из обеих точек, в которых
расположены корреспонденты. Поэтому космическая связь с Центром через спутники «Молния» возможна не изо всех районов
плавания НИС: когда судно находится южнее экватора, условия одновременной видимости не выполняются. Тогда могут
использоваться стационарные спутники и средства связи, работающие в диапазонах коротких, средних и длинных волн.
Уголковые антенны двух мощных коротковолновых передатчиков, имеющих характерную конструкцию в виде конусов,
сближенных своими вершинами, укреплены на грот-мачте судна по правому и левому бортам. Возможен обмен информацией с
Центром управления полетом по наземным проводным или радиорелейным каналам связи через береговые радиостанции.
Помимо средств радиосвязи, используемых экспедицией, на судне есть обычный комплекс средств связи, который находится
в распоряжении экипажа и предназначен для обеспечения судовождения. На «Космонавте Юрии Гагарине» установлена
аппаратура единого времени. Нестабильность частоты эталонных генераторов не превышает 3-10″10, уход временной шкалы
в течение суток составляет не более нескольких микросекунд. Местная шкала периодически привязывается к единому
времени по сигналам службы времени. Точность привязки 2- 3 мкс. Для поиска в океане и эвакуации спускаемых отсеков
спутников и межпланетных станций предназначены радиопеленгаторы, осветительное оборудование и подъемники. Общее
число лабораторий на «Космонавте Юрии Гагарине» равно 86. На научно-исследовательских судах лабораториями называют
помещения, в которых установлена действующая аппаратура для решения экспедиционных задач. Не обязательно в этих
помещениях должны выполняться какие-либо научные исследования, например анализ телеметрической информации. Обычно в
лаборатории объединены приборы и устройства, решающие общую функциональную задачу: прием или передачу радиосигналов,
измерение дальности или радиальной скорости, управление корабельными антеннами и др.

     Лаборатории плотно заполнены стойками с радиотехнической и электронной аппаратурой, пультами и информационными
табло. Проектировщики научно-исследовательских судов стараются сэкономить каждый метр площади, но в то же время
обращают внимание на удобное размещение аппаратуры, легкость доступа к ней для обслуживания и ремонта. Весь
корабельный комплекс космических и служебных систем управляется централизованно. Во время сеанса связи работу на
центральном пункте управления возглавляет начальник экспедиции или главный инженер.

     Энергетическое оборудование и судовые системы. Машинно-котельное отделение размещено в корме. Там находятся два
паровых котла и паровая турбина, вращение которой передается на винт. Главная энергетическая установка имеет высокую
степень автоматизации. На судне две электростанции. Электростанция № 1 расположена в отдельном помещении трюма. Она
предназначена для питания научно-технического оборудования экспедиции и состоит из четырех дизель-генераторов
мощностью по 1500 кВт. Электростанция № 2, размещенная в машинно-котельном отделении, дает ток всем остальным
потребителям. Два турбогенератора этой электростанции мощностью по 750 кВт работают на ходу судна, один
дизель-генератор мощностью 300 кВт действует на стоянке. Аварийная электростанция имеет два дизель-генератора по 100
кВт. Таким образом, общая мощность всех источников электроэнергии на судне равна 8000 кВт.
 
     На фото: Командный пункт экспедиции
 
    Система кондиционирования воздуха независимо от наружной температуры поддерживает во всех жилых, общественных и
служебных помещениях температуру 21-25 С. В систему кондиционирования воздуха, вентиляции и охлаждения экспедиционной
аппаратуры входит мощная холодильная установка. Еще одна холодильная установка обеспечивает температурный режим в
провизионных кладовых. С помощью криогенной установки из атмосферного воздуха получают жидкий азот, необходимый для
охлаждения параметрических усилителей. «Космонавт Юрий Гагарин» принимал участие в программах межпланетных полетов
нескольких станций типа «Марс» и «Венера». В его задачу входил контроль за работой двигателей разгонных ступеней
ракет-носителей при переводе станций с промежуточной орбиты на межпланетную траекторию. Принятая на судне
телеметрическая информация после дешифровки оперативно передавалась в Центр управления полетом.
Научно-исследовательское судно участвовало в контроле и управлении полетом многих других орбитальных и межпланетных
космических объектов.
 
     На фото: Командный пункт экспедиции 

    
ЛЕТОПИСЬ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ РЕЙСОВ НИС «КОСМОНАВТ ЮРИЙ ГАГАРИН»

     В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 706-264 от 03.09.1968 г. на Балтийском судостроительном
заводе (г.Ленинград) в 1970 году построено крупнейшее в мире научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий
Гагарин». Проект 1909, шифр «Феникс» – Плавучий командно-измерительный пункт (ПКИП), предназначенный для управления
и контроля полётов КА и КК из различных районов Мирового океана.
Имя первого космонавта Земли присвоено судну Постановлением Совета Министров СССР № 112-41 от 10.02.1969 г.

     Генеральный заказчик – Главное управление космических средств Министерства Обороны СССР. Отв.представитель ГУКОС МО
– Быструшкин Василий Васильевич.
     Генеральный конструктор ЦКБ «Балтсудопроект» Сытов Н.П.(г.Ленинград).
Главный конструктор — Соколов Г.Д. Судно построено на Балтийском судостроительном
заводе Министерства судостроительной промышленности СССР (г.Ленинград) на базе
танкера типа «София». Директор завода Кузнецов Я.Я.
Закладка на стапеле произведена 25 марта1969 года, до спуска на воду судно построено
30 октября 1969 года. Ходовые испытания осуществлены 08 – 24 июня 1971 года, акт
приёмки госкомиссией подписан 30 июня 1971 года.
     Распоряжением СМ СССР № 2347 от 03.11.1969 г. судно принято на баланс Черноморского морского пароходства
Министерства морского флота и включено в состав экспедиционного флота Академии наук СССР, порт приписки Одесса.
     Дата сдачи судна в эксплуатацию: 12 июля 1971 года.
     Дата подъёма государственного флага и вымпела научно-экспедиционного флота СССР – 14 июля 1971г. Радиопозывной
судна: UKFI (УКФИ).

     Среднее количество персонала по статистике 20-ти совершённых экспедиционных рейсов: экипаж – 142 чел., экспедиция –
175 чел.

     Основные размерения (габариты) и эксплуатационные данные:
— длина                                                                                  —  231,6 м.;
— ширина                                                                               —   31,0 м.;
— высота                                                                                 —   62,0 м.;
— высота борта                                                                      —   15,45 м.;
— осадка                                                                                 —    8,5 м.
— водоизмещение полное                                                    —  45000 тонн;
— дедвейт                                                                               —  31300 тонн;
— валовая вместимость                                                         —  32291 тонн;
— дальность плавания                                                           —  20000 миль;
— скорость хода                                                                     —  17,6 узлов;
— мощность паротурбинной энергетической установки   —  19000 л/с;
— общая электрическая мощность дизель-генераторов     —  8000 кВт.
     Запас котельного дизельного топлива — 9000 тонн, дизельного топлива – 11850 тонн,
масел – 115 тонн, питьевой и мытьевой воды — 23487 тонн.
Автономность судна:  по запасам провизии, топлива и масла  — 130 суток;
                                      по запасам пресной воды                        —   60 суток.
Мощность двух опреснительных установок  —  40 тонн/сут. Судно оборудовано пассивным стабилизатором бортовой качки и
подруливающими устройствами на носу и в корме.
На борту 1500 помещений общей площадью 20000 кв.м.

0-й рейс:     16.07.1971г. – 20.08.1971г.  Испытательный рейс,  всего: 35 сут.
                     Перегон судна из Ленинграда в порт приписки Одесса. Проверка
                     систем и оборудования в различных климатических условиях с одним
                     заходом в порт Гибралтар (Великобритания)10-11 августа 1970г.
                     Экспедиция в составе 23 чел., экипаж – 192 чел.
                     Капитан (КМ) Сидоров Борис Константинович, ст.помощник капитана
                     Кравцов Лев Филиппович, гл.механик (ГМ) Шаров Юлий Николаевич.
                     Начальник экспедиции (НЭ) Шкут Павел Тихонович, зам.начальника
                     экспедиции-главный инженер (ЗНЭ-ГИ) — Сокалло Владислав Иванович.    
                           Пройдено 7883 мили.

1 рейс:         17.12.1971г. — 05.08.1972г. 
                     Экипаж – 162 человек, экспедиция – 210 человек.
                     КМ Сидоров Борис Константинович, ст.помощник капитана Кравцов Лев
                     Филиппович, ГМ Шаров Юлий Николаевич,
                     НЭ Валиев Ахмеджан  Хаджаевич, ЗНЭ-ГИ Дымов Олег Михаилович,
                     заместитель начальника экспедиции по связи (ЗНЭС)
                     Шкут Павел Тихонович.
Выполнены работы:
                   «Луна-19» (Е8-ЛС №202), зап.28.09.71г. Сеансы связи с 5-ым ИСЛ 22.03-25.05.
                   «Космос-496» (11Ф615-А8, 7К-Т №33А), 26.06.-02.07. Управление полётом,
                     контроль работы систем транспортного беспилотного КК типа «Союз».
                     Связь с ЦУП через спутники связи «Молния-1». 
Порты:
                     Одесса (выход) 17 декабря;
                     Лас-Пальмас (Испания, о.Гран Канария) 27-29 декабря;
                     Пуэнт-Нуар (Конго) 24-28 января;  Монтевидео (Уругвай) 11-22 февраля;
                     Гавана (Куба) 16-23 марта;  Бухта Нипе (Куба) 25 марта – 01 апреля;
                     Веракрус (Мексика) 07-09 апреля, без выхода на берег, т.к. на Кубе был ящур;
                     Гавана (Куба) 11-19 апреля, 13 апреля судно посетил Рауль Кастро; 
                     Бухта Нипе (Куба) 22 апреля – 12 мая; Веракрус (Мексика) 16-20 мая;
                     Гавана  (Куба) 25-31 мая;  Виллемстад (о.Кюрасао) 06-07 июня;
                     Бухта Нипе (Куба) 10 июня – 3 июля. Лас-Пальмас (Испания) 16-21 июля.
                     Одесса, прибытие на рейд 01
августа.                                                                                             
                                                                                                     
                                                                                                     
        
                          Продолжительность рейса 231 сутки.   Пройдено 30583 мили.

2 рейс:          03.03.1973г. — 09.09.1973г.(Феодосия) – 12.09.1973г.(Одесса). 
                      Экипаж – 162 человека, экспедиция – 176 человек.
                      КМ Кравцов Лев Филиппович, ст.помощник капитана Безпалов Виктор
                      Вадимович, ГМ Шаров Юлий Николаевич.
                      НЭ Дулин Юрий Васильевич, ЗНЭ-ГИ Полшков Виктор Степанович,
                      ЗНЭС Шкут Павел Тихонович.
Выполнены работы:
                    «Салют-2» (11Ф71, ОПС-101, ОПС №1, «Алмаз-1»), 03-15.04.73г. Участие в
                      управлении полётом, телеметрический контроль работы систем станции;
                    «Космос-573»(7К-Т №36), 15-17.06. Беспилотный транспортный КК «Союз».
                     14-16 июня — обеспечение сеансов спутниковой связи по теме
                    «Кавказ».
                      Связь с ЦУП – через спутники связи «Молния-1».
Порты:
                     Одесса (выход) 03 марта;  Лас-Пальмас (Испания) 11-12 марта;
                      Гавана (Куба) 23 марта -01 апреля;   Бухта Нипе (Куба) 03-21 апреля; 
                      Виллемстад (о.Кюрасао) 24-26 апреля; Гавана (Куба) 29.04 – 05.05;
                      Гавана (Куба) 31 мая – 02 июня;  Галифакс (Канада) 09-13 июля;     
                      Гавана (Куба) 19-20 июля;  Бухта Нипе (Куба) 22 июля – 12 августа;
                      Лас-Пальмас (Испания) 27 – 31 августа;
                      Феодосия (рейд) 09 сентября; Одесса (прибытие) 12 сентября. 
                           Продолжительность рейса 194 суток.   Пройдено 36280 миль.
                                      
                                    
3 рейс:          26.02.1974г. — 26.12.1974г.(Одесса).
                      Экипаж – 162 человек, экспедиция – 167 человек.
                      КМ Кравцов Лев Филиппович, ст.пом.к-на Безпалов Виктор Вадимович,
                      ГМ Журавский Людвиг Антонович.
                      НЭ Дулин Юрий Васильевич, ЗНЭ-ГИ Фёдоров Владимир Васильевич,
                      ЗНЭС Сударушкин Владимир Алексеевич.     
Выполнены работы:
                    «Радуга» (11С86Л №1Л), 26.03. Успешный запуск макета СС «Радуга».
                    «Космос-638» (7К-ТМ №71), 03-13.04. Лётные испытания в
                      автоматических режимах беспилотного модернизированного КК;
                    «Космос-656» (7К-Т №61), 27-29.05. Испытательный полёт беспилот-
                      ного КК «Союз» новой конструкции для работ со станцией «Алмаз»; 
                    «Луна-22» (Е8-ЛС2 №220), 29.05. Седьмой ИСЛ для проведения научных
                      исследований, включая фотографирование Луны;
                    «Салют-3» (11Ф71, ОПС-0101-2, «Алмаз-2», ДОС №3). Зап.25.06. Участие в
                      управлении полётом, контроль работы систем станции в пилотируемом и
                      автоматическом режимах;
                    «Союз-14» (7КТ №62), 03-19.07. Первая экспедиция посещения ДОС
                     «Салют-3» в составе: П.Р.Попович,
Ю.П.Артюхин;                                                                                         
                                                                                                     
                                                                                                     
                                                                                                     
                                                
                    «Космос-670» (7К-С №1Л), 06-09.08. Первый испытательный полёт
                      модифицированного беспилотного КК «Союз»; 
                    «Космос-672» (7К-ТМ №72), 12-18.08. Испытательный полёт нового
                      беспилотного КК «Союз-ТМ»;
                    «Луна-23» (Е8-5), 28.10.-06.11. Совершена посадка СА на участке лунной
                      поверхности с неблагоприятным рельефом. Устройство взятия лунного
                      грунта было повреждено, что сделало невозможным выполнение даль-
                      нейшей
программы;                                                                                          
                                                                                                    
                                                                                                    
                                                                     
                    «Союз-15» (7К-Т №63), 26-28.08. Вторая экспедиция на станцию
                      «Салют-3» в составе: П.Ф.Сарафанов, Л.С.Демин. Стык. не удалась;
                    «Союз-16» (7К-ТМ №73), 02-08.12. Испытательный полёт нового
                      модифицированного корабля по программе ЭПАС с космонавтами
                      в составе: А.В.Филипченко, Н.Н.Рукавишников.
                      Связь с ЦУП – через спутники связи «Молния-1».
Порты:
                      Одесса (выход) 26 февраля; 
                      Лас-Пальмас (Испания) 06 – 07 марта;
                      Гавана (Куба) 08-09 апреля;  Бухта Нипе (Куба) 17 апреля –11 мая;     
                      Веракрус (Мексика) 15 – 18 мая; Гавана (Куба) 23 мая – 02 июня; 
                      Галифакс (Канада) 22 – 26 июля;  Лас-Пальмас (Испания) 07 – 12.10;
                      Гавана (Куба) 02 – 06 ноября; Лас-Пальмас (Испания) 16 – 17 декабря;
                      Одесса (приход) 26 декабря.
                           Пройдено 34300 миль.
4 рейс:          02.04.1975г. — 23.08.1975г.(Одесса).
                      Экипаж – 162 чел., экспедиция – 163 чел. 
                      КМ Кравцов Лев Филиппович, ст.пом.капитана Безпалов Виктор Вадимович,
                      ГМ Шаров Юлий Николаевич.
                      НЭ Дулин Юрий Василоьевич, ЗНЭ-ГИ Фёдоров Владимир Васильевич,
                      ЗНЭС Сударушкин Владимир Александрович. 
Выполнены работы:
                     «Салют-4» (ДОС №4, ДОС 17К №124). Работа в течение рейса; 
                     «Союз-18»  (7К-Т №40), 24.05.-26.07.75г. Вторая экспедиция на ОС 
                      «Салют-4» в составе: П.И.Климук, В.И.Севостьянов;
                     «Венера-9» 08.06. Первый искусственный спутник Венеры;
                     «Венера-10» 14.06. Спускаемый аппарат станции определил
                      химический состав поверхности, передал цветовую панораму
                      поверхности с места посадки.
Участие в первой международной космической программе
«Союз-Апполон»:
                      СССР-«Союз-19» (7К-ТМ №75), 15– 21.07.75г. А.А.Леонов,
                      В.Н.Кубасов;
                      США-«Апполон» 15-25.07.75г. Т.Стаффорд, Д.Слейтон, В.Бранд.
                      Выполнено две стыковки и совместный полёт «Союз-19»-«Апполон».
                      Связь с ЦУП – через спутники связи «Молния-1».
Порты:
                      Одесса (выход) 02 апреля;
                      Лас-Пальмас (Испания) 11 – 12 апреля;
                      Бухта Нипе (Куба) 26.04.-09.05.; Веракрус (Мексика) 13-16 мая;
                      Бухта Банкеро (Куба) 17 мая – 21 июля;
                      Лас-Пальмас (Испания) 5-8 августа; Одесса (приход) – 23 августа.
                           Пройдено 18100 миль.

5 рейс:         26.05.1976г. – 26.03.1977г.(Ялта) — 28.03.1977г.(Одесса).
                     Экипаж – 165 чел., экспедиция – 177 чел.
                     КМ Шевченко Алексей Ильич, ст.пом.к-на Бурага Геннадий Петрович,
                     ГМ Алексеев Сергей Павлович.
                     НЭ Никифоров Владимир Геннадиевич, ЗНЭ-ГИ Фёдоров Владимир
                     Васильевич, ЗНЭС Сударушкин Владимир Александрович.
Выполнены работы:
                   «Салют-4» (ДОС №4, ДОС 17К №124). Участие в управлении полётом ДОС,
                     периодический контроль работы её систем в автоматическом режиме до кон-
                     ца существования станции 02.02.77г.;  
                   «Салют-5» (ОПС-103, «Алмаз-3», 11Ф71 №0103), с 22.06. Участие в управле-
                    нии полётом, контроле работы систем в пилотируемом и автоматическом
                    режимах в течение рейса;
                   «Союз-21» (7К-Т №41) 06.08.-24.08.76г. Первый экипаж на ОС «Салют-
                    5» в составе: Б.В.Волынов, В.М.Жолобов. Стыковка 07.07.;
                   «Луна-24» (Е8-5), 09-22.08. Бурение лунного грунта, доставка его на
                     Землю в возвращаемом аппарате (170,1г.);
                   «Союз-22» (7К-ТМ №74) 15-23.09. По программе совместных с ГДР
                    научных исследований земной поверхности.  В.Ф.Быковский,
                     В.В.Аксенов;
                   «Союз-23» (7К-Т №65) 14-16.10.76г. В.И.Рождественский, В.Д.Зудов.
                     Второй экипаж на ОС «Салют-5». Стыковка с ОС не состоялась из-за
                     отказа системы «Игла»;
                   «Космос-869» (7К-С №3Л) 29.11-17.12. Беспилотный модифицирован-
                     ный КК «Союз»;
                   «Союз-24» (7К-Т №66) 07-25.02. Третья экспедиция на ОПС «Алмаз-3»
                     в составе: В.В.Горбатко, Ю.П.Глазков.
                     Связь с ЦУП – через спутники связи «Молния-1».
Порты:
                     Одесса (выход) 26 мая; Лас-Пальмас (Испания) 4-5 июня;
                     Гавана (Куба) 17-19 июня; бухта Нипе 21.06.-25.07.;
                     Виллемстад (О.Кюрасао, Нидерланды) 28-31 июля;
                     Галифакс (Канада) 7-9 сентября; Бухта Банкеро (Куба) 9-10 сентября;
                     Сент-Джон (Канада) 1 октября; Галифакс (Канада) 5-6 ноября;
                     Гавана (Куба) 12-17 ноября; Лас-Пальмас 29 ноября – 03 декабря;
                     Веракрус (Мексика) 3-6 января; Гавана (Куба) 10-18 января;
                     Лас-Пальмас (Испания) 7-10 марта; Ялта (приход) 26-27 марта;
                     Одесса (возвращение) 28 марта.
                           Пройдено 38022 мили.

6 рейс:        15.09.1977г. — 04.05.1978г.(Ялта) – 06.05.1978г.(Одесса).
                     Экипаж – 139 чел., экспедиция – 178 чел.
                     КМ Шевченко Алексей Ильич, дублёр-капитан Безпалов Виктор Вадимович,
                     ст.пом.к-на Бурага Геннадий Петрович, ГМ Алексеев Сергей Павлович.
                     НЭ Никифоров Владимир Геннадиевич, ГИ Фёдоров Владимир Васильевич,
                     ЗНЭС Готовский Альберт Адольфович.
Выполнены работы:
                          Советские космонавты, длительно работавшие на первых станциях
                     «Салют», отмечали, что на их самочувствии и работоспособности  плохо
                     сказывается работа в ночное время и особенно смещение времени. Эта про-
                     блема была снята начиная с полёта станции «Салют-6», когда был решён
                     вопрос о длительном пребывании в океане (Северная Атлантика) плавучих
                     командно-измерительных пунктов: «Космонавт Владимир Комаров»,
                     «Академик Сергей Королёв», «Космонавт Юрий Гагарин».
                  «Салют-6» (ДОС №5, ДОС-5-1, 17К №125). Орбитальная станция с двумя
                    стыковочными узлами и дозаправкой ДУ. Работа по управлению полётом
                    станции в автоматическом и пилотируемом режимах. Сеансы связи судна
                    с 29.09.77г. в течение всего рейса;
                  «Союз-25»  (7К-Т №42) 09-11.10.77г. В.В.Коваленок, В.В.Рюмин. Из-за неис-
                    правности в системе сближения и стыковки стыковку с ДОС №5 осуществить
                    не удалось;
                  «Союз-26»  (7К-Т №43) 10.12.77г.-16.03.78г. 1-я основная экспедиция на ДОС
                   «Салют-6» в составе: Ю.В.Романенко, Г.М.Гречко;
                  «Союз-27»  (7К-Т №44) 10.01.-16.01.78г.  Экспедиция посещения №1 ДОС
                   «Салют-6» в составе: В.А.Джанибеков, О.Г.Макаров, стыковка с ОС -11.01.;
                  «Прогресс-1» (ТКГ, 7КТ-Г №102) 20.01. Первый автоматический грузовой
                    корабль, доставивший 22.01. необходимые грузы и дозаправивший ДУ
                    станции «Салют-6»;
                  «Союз-28»  (7К-Т №45) 02.03.-10.03.78г. Экспедиция посещения №2 ОС
                   «Салют-6» и первый в истории космонавтики международный экипаж в сос-
                    таве:  А.А.Губарев(СССР);  В.Ремек – ЧССР;
                  «Космос-1001» (7К-СТ №4Л) О4-15.04. ЛКИ транспортного варианта беспи-
                    лотного КК «Союз-Т».
                    Связь с ЦУП – через спутники связи «Молния-1».
Порты:
                    Одесса (выход) 15 сентября; 
                    Лас-Пальмас (Испания) 24-29 сентября;
                     Галифакс (Канада) 24-26 октября;  Гавана (Куба) 28.10.-01.11.;
                     Бухта Нипе (Куба) 02-04 ноября;    Гавана (Куба) 19-21 ноября;
                     Веракрус (Мексика) 23-26 ноября;  Галифакс (Канада) 01-03 января;
                     Лас-Пальмас (О.Гран-Канариа, Испания) 07-09 февраля;
                     Сент-Джон (Канада) 19-22 марта; 
                     Лас-Пальмас (О.Гран-Канариа, Испания) 24-27 апреля;
                     Ялта (приход) 04 мая;  Одесса (возвращение) 06 мая.
                          Пройдено 39164 мили.

7 рейс:        18.09.1978г. — 06.11.1978г.(Одесса).
                    Экипаж – 145 чел., экспедиция – 176 чел.
                    КМ Безпалов Виктор Вадимович,  ст.пом.к-на Бурага Геннадий Петрович,
                    ГМ Пономарёв Борис Фёдорович.
                    НЭ Жарков Николай Семёнович,  ЗНЭ-ГИ Фёдоров Владимир Васильевич,
                    ЗНЭС Верёвкин Павел Петрович.
Выполнены работы:
                  «Салют-6» (17К №125, ДОС №5). Контроль работы систем и управление
                    полётом в течение рейса;
                  «Союз-31»  (7К-Т №47). До 02 ноября — возвращения  2-й основной экспедиции
                    ДОС «Салют-6» после 140 суток работы в космосе в составе: В.В.Ковалёнок,
                    А.С.Иванченков;
                  «Прогресс-4» (7К-ТГ №105) на ОС «Салют-6». 04–26 октября.                
                    Связь с ЦУП – через спутники связи «Молния-1».
Порты:
                     Одесса (выход) 18 сентября;
                     Санта-Крус (О.Тенерифе, Испания) 28-30 сентября;
                     Одесса (возвращение) 06 ноября.
                           Пройдено 11042 мили.

8 рейс:         28.12.1978г.-08.09.1979г.(Ялта) – 12.09.1979г.(Одесса). 
                     Экипаж – 144 чел., экспедиция – 168 чел.
                     КМ Безпалов Виктор Вадимович, ст.пом.к-на Бурага Геннадий Петрович,
                     ГМ Спиваченко Михаил Дмитриевич.
                     НЭ Жарков Николай Семенович, ЗНЭ-ГИ Фёдоров Владимир Васильевич,
                     ЗНЭС Верёвкин Павел Петрович.
Выполнены работы:
                   «Салют-6» (17К №125, ДОС №5). Контроль работы систем и управление
                     полётом в течение рейса;
                   «Космос-1074» (7К-СТ №5Л) 31.01-01.04. Автономный полёт с проверкой
                    ресурса бортовых систем и конструкции беспилотного КК «Союз-Т»;
                   «Союз-32» (7К-Т №48) 25.02.-19.08. 3-я основная экспедиция на ДОС «Салют-
                    6» в составе: В.А.Ляхов, В.В.Рюмин. Экспедиция провела на орбите 175 суток;
                   «Прогресс-5» (7К-ТГ №104) на ОС «Салют-6. 12.03.-05.04.;
                   «Союз-33» (7К-Т №49) 10.04. Экспедиция на ДОС «Салют-6» в составе:
                    Н.Н.Рукавишников, Г.И.Иванов – НРБ. Стыковка не состоялась из-за аварии
                    основного двигателя КК. 12.04. выполнена аварийная посадка;
                   «Прогресс-6» (7К-ТГ №106) на ОС «Салют-6». 13.05.-09.06.;
                   «Союз-34» (7К-Т №50) 06.06. Беспилотный КК, обеспечивший 19 августа
                    возвращение на Землю космонавтов В.А.Ляхова и В.В.Рюмина.;
                   «Прогресс-7» (7К-ТГ №107) на ОС «Салют-6». 28.06.-20.07.
                    Связь с ЦУП – через спутники связи «Молния-1».
Порты:
                     Одесса (выход) 28 декабря;
                     Лас-Пальмас (Испания) 09-12 января;
                     Гавана (Куба) 09-14 февраля; Бухта Нипе (Куба) 16-18 февраля;
                     Галифакс (Канада) 08-10 марта,  24-27 апреля, 22-25 мая;
                     Гавана (Куба) 05-10 июля; Сент-Джон (Канада) 23-25 июля;
                     Лас-Пальмас (О.Гран Канариа, Испания) 27-30 августа;
                     Ялта (приход) 08-11 сентября; Одесса (возвращение) 12 сентября.
                           Пройдено 32836 миль.

9 рейс:          20.03.1980г. – 15.09.1980г.(Ялта) — 18.09.1980г.(Одесса).
                      Экипаж – 144 чел., экспедиция – 189 чел.
                      КМ Григорьев Георгий Федорович, ст.пом.к-на Бурага Геннадий Петрович,
                      ГМ Спиваченко Михаил Дмитриевич.
                      НЭ Жарков Николай Семёнович, ЗНЭ-ГИ Лузиков Николай Петрович,
                      ЗНЭС Верёвкин Павел Петрович.
Выполнены работы:
                    «Салют-6» (17К №125) ДОС №5. Контроль работы систем станции и
                      управление её полётом в течение рейса;
                    «Прогресс-8» (7К-ТГ №108) на ОС «Ссалют-6». 27.03. – 26.04.;
                    «Союз-35» (7К-Т №51) 09.04.-03.06. 4-я основная экспедиция на ОС «Салют-
                      6» в составе: Л.И.Попов, В.В.Рюмин;
                    «Прогресс-9» (7К-ТГ №109) на ОС «Салют-6». 27.04. – 22.05.;
                    «Союз-36» (7К-Т №52). 26.05.-31.07. Экспедиция посещения №5 на ОС
                      «Салют-6» в составе: В.Н.Кубасов, Б.Фаркаш – ВНР. Посадка на «Союз-35»
                      03 июня;
                    «Союз Т-2» (7К-СТ №7Л, 11Ф732) 05-09.06. Первый пилотируемый
                      испытательный полёт  нового транспортного КК «Союз-Т» с экспедицией 
                      посещения №6 ОС «Салют-6» в составе: Ю.В.Малышев, В.В.Аксёнов;
                    «Прогресс-10» (7К-ТГ №110) на ОС «Салют-6». 29.06. – 19.07.;
                    «Союз-37»  (7К-Т №53).  23.07. Экспедиция посещения №7 ОС «Салют-6» в
                      составе:  В.В.Горбатко, Фам Туан  — СРВ.
                      Связь с ЦУП – через спутники связи «Молния-1».
Порты:
                       Одесса (выход) 20 марта;
                       Лас-Пальмас (О.Гран Канариа, Испания) 31 марта – 01 апреля;
                       Сеута (Испания) 29-31 мая; Танжер (Марокко) 27-29 июня;
                       Лас-Пальмас (Испания) 18-20 июля; Ялта (приход) 15 сентября;
                       Одесса (возвращение) 18 сентября.
                               Пройдено 28395 миль.

10 рейс:         15.01.1981г. – 12.07.1981г.(Ялта) – 15.07.1981г.(Одесса).
                        Экипаж – 145 чел., экспедиция – 178 чел.
                        КМ Григорьев Георгий Фёдорович, ст.пом.к-на Апанасенко Георгий
                        Иванович, ГМ Спиваченко Михаил Дмитриевич.
                        НЭ Жарков Николай Семёнович, ЗНЭ-ГИ Лузиков Николай Петрович,
                        ЗНЭС Верёвкин Павел Петрович.
Выполнены работы:
                      «Салют-6» (17К № 125). ДОС №5. Контроль работы систем станции и
                        управление её полётом в течение рейса.
                      «Прогресс-12»  (7К-ТГ №113) на ОС «Салют-6». 24.01. – 20.03.;
                      «Союз Т-4» (7К-СТ №10Л). 12.03. – 26.05. Пятая основная экспедиция на
                        ДОС «Салют-6» в составе: В.В.Ковалёнок, В.П.Савиных;
                      «Союз-39» ( 7К-Т №55). 22-30.03. Экспедиция посещения №10 на ДОС
                       «Салют-6» в составе: В.А.Джанибеков, Ж.Гуррагча — Монголия;
                      «Космос-1267»  («ТКС», 11Ф732  №16301) 25.04. Новый модернизированный
                        грузовой КК, межорбитальный буксир, масса около 40 тонн, доставивший
                        на ОС «Салют- 6» оборудование больших габаритов и масс;
                      «Союз-40»  (7К-Т №56) 14-22.05. Экспедиция посещения №11 ДОС
                       «Салют-6» в составе:  Л.И.Попов, Д.Прунариу  — Румыния.
                        Связь с ЦУП – через спутники связи «Молния-1».
Порты:
                         Одесса (выход) 15 января;
                         Виллемстад (О.Кюрасао, Нидерланды) 10-12 февраля;
                         Бухта Нипе (Куба) 14-25 февраля; 
                         Гавана (Куба) 27.02.-02.03.;
                         Веракрус (Мексика) 22-24 апреля; 
                         Гавана (Куба) 27 апреля;
                         Ялта (приход) 12-14 июля;  Одесса (возвращение) 15 июля.
                               Пройдено 28000 миль.

11 рейс:          01.06.1982г. – 03.01.1983г.(Ялта) – 07.01.1983г.(Одесса).
                        Экипаж 155 чел., экспедиция – 154 чел.
                        КМ Григорьев Георгий Фёдорович, ст.пом.к-на Тёмкин Георгий Семёнович,
                        ГМ Спиваченко Михаил Дмитриевич.
                        НЭ Жарков Николай Семёнович, ЗНЭ-ГИ Пыпенко Геннадий Васильевич,
                        ЗНЭС Шабаев Вячеслав Егорович.
Выполнены работы:
                       «Салют-6» (ДОС №5, ДОС-5-1, 17К №125-1). Контроль работы систем и
                          управление полётом до окончания существования станции 29 июля;
                       «Салют-7» (ДОС-5-2, 17К №125-2). Контроль работы систем и управление
                         полётом орбитальной станции в пилотируемом и автоматическом режимах
                         в течение рейса.
                         Работа с ЭО-1 в составе: А.Н.Березовой, В.В.Лебедев до 27 августа.
                         Работа с ЭП-1 («Союз Т-6») в составе: В.А.Джанибеков, А.С.Иванченков,
                         Жан-Лу Кретьен – Франция с 24 июня по 02 июля;
                       «Прогресс-14» (7К-ТГ №117) на ОС «Салют-7», 10.07.-13.08.;
                       «Союз Т-7» (7К-СТ №12Л). ЭП-2 ОС «Салют-7» 19-27 августа в составе: 
                        Л.И.Попов, А.А.Серебров, С.Е.Савицкая. Посадка на  «Союз Т-5»;
                       «Прогресс-15» (7К-ТГ №112) на ОС «Салют-7», 18.09. – 16.10.;
                       «Прогресс-16» (7К-ТГ №115) на ОС «Салют-7», 31.10. – 15.12.
                         Связь с ЦУП – через спутники связи «Молния-1».           
Порты:
                         Одесса (выход) 01 июня;   Танжер (Марокко) 09-11 июня;
                         Амстердам (Нидерланды) 12-15 июля;
                         Роттердам (Нидерланды) 30 сентября – 02 октября;
                         Лас-Пальмас (О.Гран Канария, Испания) 21-24 декабря;
                         Ялта (приход) 03-06 января;  Одесса (возвращение) 07 января.
                                Пройдено 27000 миль.
                                                                   
12 рейс:          25.05.1983г. – 21.11.1983г.(Ялта) – 24.11.1983г.(Одесса).
                         Экипаж – 148 чел., экспедиция – 156 чел.
                         КМ Григорьев Георгий Фёдорович, ст.пом.к-на Оксамытный
                         Игорь Петрович, ГМ Спиваченко Михаил Дмитриевич.
                         НЭ Маслов Алексей Васильевич, ЗНЭ-ГИ Лузиков Николай Петрович,
                         ЗНЭС Верёвкин Павел Петрович.
Выполнены работы:
                       «Салют-7» (ДОС-5-2, 17К №125-2). Контроль работы систем и управление
                         полётом станции в течение рейса;   
                       «Космос-1443» (ТКС, 11Ф72 №164). До19 сентября. Транспортный тяжёлый
                         корабль дооснащения орбитальной станции «Салют-7»;
                       «Союз Т-9» (7К-СТ №14Л). 27.06.– 23.11. ЭО-2 на ДОС «Салют-7» в
                         составе: В.А.Ляхов, А.П.Александров;
                       «Прогресс-17» (7К-ТГ №119) на ОС «Салют-7», 17.08.–18.09.;
                       «Прогресс-18» (7К-ТГ №118) на ОС «Салют-7», 20.10.–16.11.
                         Связь с ЦУП – через спутники связи «Молния-1».
Порты:
                         Одесса (выход) 25 мая;     Каламата (Греция) 29-31 мая;
                         Галифакс (Канада) 04-06 июля, 24-26 августа;
                         Роттердам (Нидерланды) 28 сентября – 01 октября;
                         Ялта (приход) 21-23 ноября; Одесса (возвращение) 24 ноября.
                                Пройдено 18050 миль. 

13 рейс:           27.05.1984г. — 30.10.1984г.(Ялта) – 03.11.1984г.(Одесса).
                         Экипаж – 148 чел., экспедиция 160 человек.
                         КМ Григорьев Георгий Фёдорович, ст.пом.капитана Онищенко
                         Анатолий Петрович, ГМ Тутубалин Олег Яковлевич.
                         НЭ Маслов Алексей Васильевич, ЗНЭ-ГИ Лузиков Николай Петрович,
                         ЗНЭС Шабаев Вячеслав Егорович.
Выполнены работы:
                       «Салют-7» (ДОС-5-2, 17К №125-2). Контроль работы систем и управление
                         полётом в пилотируемом и автоматических режимах – в течение рейса.
                         Работа с ЭО-3, запущенной на «Союз Т-10» до посадки на «Союз Т-11»
                         02 октября, в составе: Л.Д.Кизим, В.А.Соловьёв, О.Ю.Атьков.
                       «Прогресс-21» (7К-ТГ №116) на ОС «Салют-7», 08 –26 мая;
                       «Прогресс-22» (7К-ТГ №122) на ОС «Салют-7», 28.05.–15.07.;
                       «Союз Т-12»  (7К-СТ №18Л), 17 – 29 июля. ЭП-4 №4 на ДОС «Салют-7»-
                         «Союз-11» в составе: В.А.Джанибеков, И.П.Волк и С.Е.Савицкая;
                       «Прогресс-23»  (7К-ТГ №124) на ОС «Салют-7», 14 – 26 августа.
                         Связь с ЦУП – через спутники связи «Молния-1».
Порты:
                          Одесса (выход) 27 мая; 
                          Веракрус (Мексика) 21-23 июня;
                          Гавана (Куба) 09-10 июля; 
                          Галифакс (Канада) 08-09 августа;
                          Роттердам (Нидерланды) 14-18 октября; 
                          Ялта (приход) 30 октября – 02 ноября; Одесса (возвращение) 03 ноября.
                                   Пройдено 20120 миль.  

14 рейс:           12.05.1985г. — 20.12.1985г.(Ялта) – 23.12.1985г.(Одесса).
                          Экипаж – 140 человек, экспедиция 171 человек.
                          КМ Григорьев Георгий Фёдорович, ст.пом.капитана Тёмкин Георгий
                          Семёнович, ГМ Спиваченко Михаил Дмитриевич.
                          НЭ Пыпенко Геннадий Васильевич, ГИ Моторов Валерий Александрович,
                          ЗНЭС Шабаев Вячеслав Егорович.
Выполнены работы:
                        «Союз Т-13» (7К-СТ №19Л), 06.06. Основная экспедиция №4 на ДОС
                         «Салют-7» в составе: В.А.Джанибеков, В.П.Савиных. Впервые была
                          выполнена стыковка с неуправляемой, неработоспособной, неориентиро-
                          ванной и замёрзшей станцией, которая была отремонтирована для про-
                          должения пилотируемых полётов и исследований;
                        «Салют-7» (ДОС-5-2, 17К №125-2). Контроль работы систем и управление
                          полётом в пилотируемых и автоматических режимах – с июня месяца.
                        «Прогресс-24» (7К-ТГ №125) на ОС «Салют-7», 21.06. – 16.07.;
                        «Космос-1669» (Тяжёлый транспортный КК дооснащения типа АГК
                        «Прогресс» №126 для дооснащения ОС «Салют-7», совместный полёт
                          19.07-30.08.;
                        «Союз Т-14» (7К-СТ №20Л), 17.09. ЭО №5 на ДОС «Салют-7» в составе:
                          В.В.Васютин, Г.М.Гречко, А.А.Волков;
                        «Космос-1686» ( ТКС-4, 11Ф72), тяжёлый транспортный КК снабжения на
                         ОС «Салют-7»,  28.09.–20.11.
                         Связь с ЦУП – через спутники связи «Молния-1».
Порты:
                          Одесса (выход) 12 мая;   Лас-Пальмас (Испания) 25-28 мая;
                          Сент-Джон (Канада) 22-24 июля; 
                          Лас-Пальмас (О.Гран Канария, Испания) 02-04 сентября;
                          Сент-Джон (Канада) 01-03 октября;
                          Роттердам (Нидерланды) 02-05 декабря;
                          Ялта (приход) 20-22 декабря; Одесса (возвращение) 23 декабря.
                                    Пройдено 22254 мили.

15 рейс:            20.06.1986г. — 05.07.1986г.
                          Экипаж 127 чел., экспедиция – 157 чел.
                          КМ Бурага Геннадий Петрович, ст.пом.капитана Гейшенец Василий
                          Павлович, ГМ Тутубалин Олег Яковлевич.
                          НЭ Пыпенко Геннадий Васильевич, ГИ Моторов Валерий Александрович,
                          ЗНЭС Кравченко Геннадий Георгиевич.                                    
                          В связи с изменениями  в программе космических исследований, судно
                          вскоре вернулось в порт приписки.

16 рейс:            07.01.1987г. — 03.09.1987г.(Ялта) – 05.09.1987г.(Одесса).
                           Экипаж – 128 чел., экспедиция -182 чел.
                           КМ Григорьев Георгий Федорович, ст.пом.капитана Шкурин Виктор
                           Гаврилович, ГМ Тутубалин Олег Яковлевич.
                           НЭ Пыпенко Геннадий Васильевич, ГИ Моторов Валерий Александрович,
                           ЗНЭС Кравченко Геннадий Георгиевич.
Выполнены работы:
                         «Мир» (базовый блок станции). Работа по контролю функционирования
                           систем и управлению полётом блока, запущ-го 20.02.86г., в течен.рейса);
                         «Салют-7» (17К №125-2) + «Космос-1686» (ТКС-4), сеансы связи в
                          течение всего рейса, для изучения работы конструкции ОС и её аппара-
                          туры  в условиях длительной эксплуатации на высокой орбите полёта;
                         «Прогресс-27» (7К-ТГ №135) на ОК «Мир», 16.01., стык.18.01., пос.25.02.;
                         «Союз ТМ-2»  (7К-СТ №52), 06.02. ЭО-2 на ОК «Мир»
                           в составе: Ю.В. Романенко, А.И.Лавейкин;
                         «Прогресс-28» (7К-ТГ №137) на ОК «Мир». 03.03., стыковка — 05.03.,
                           расстыковка — 26.03., до посадки 28.03.;
                         «Квант»  (37КЭ №166-01), с 31.03. Астрофизический модуль ОК «Мир»,
                           стыковка со станцией осуществлена 12.04.;
                         «Прогресс-29» (7К-ТГ №127) на ОК «Мир», 21.04.-11.05.;
                         «Прогресс-30» (7К-ТГ №128) на ОК «Мир», 19.05.-19.07.;
                         «Союз ТМ-3»  (7К-СТ №53), 22.07. ЭП-1 на ОК «Мир» в составе:
                           А.С. Викторенко, А.П. Александров, М.Фарис – Сирия;
                         «Союз ТМ-2» (7К-СТ №52). Расстыковка на посадку 30.07.   
                           А.С.Викторенко, А.И.Лавейкин, Муххамед Фарис – Сирия;
                         «Прогресс-31» (7К-ТГ №138) на ОК «Мир», с 04 августа до зав.рейса.
                           Связь с ЦУП – через спутники связи «М-1».
Порты:
                           Одесса (выход) 07 января; 
                           Лас-Пальмас (О.Гран Канария, Испания) 21-24 января;
                           Сидни (Канада) 05-07 марта, 24-25 апреля;
                           Лас-Пальмас (Испания) 27-29 мая;
                           Сидни (Канада) 14-15 июля;
                           Роттердам (Нидерланды) 17-20 августа;
                           Ялта (приход) 03-04 сентября;  Одесса (возвращение) – 05 сентября.
                                     Пройдено 30400 миль.

17 рейс:             22.01.1988г.-17.09.1988г.(Ялта) – 20.09.1988г.(Одесса).
                           Экипаж 118 чел., экспедиция – 194 чел.
                           КМ Апанасенко Георгий Иванович, ст.пом.капитана Красинский
                           Константин Витальевич, ГМ Тутубалин Олег Яковлевич.
                           НЭ Мамалыгин Вадим Семёнович, ЗНЭ-ГИ Сергеев Виктор Григорьевич,
                           ЗНЭС Кравченко Геннадий Георгиевич.
Выполнены работы:
                         «Салют-7». Сеансы связи для контроля работы систем станции в услови-
                           ях длительной эксплуатации на высокой орбите – в течение всего рейса;
                         «Мир»-«Квант» – контроль работы систем, управление полётом ОК в
                           пилотируемом и автоматическом режимах – с начала до окончания рейса;
                         «Союз ТМ-4»  (7К-СТ №54). Сеансы связи с начала рейса до расстыковки
                           на посадку 17 июня с экипажем в составе: А.Я.Соловьёв, В.П.Савиных,
                           А.Александров – Болгария;
                         «Прогресс-34» (7К-ТГ №142), запущенный 21.01 на ОК «Мир». Работа с
                           начала рейса до расстыковки на посадку 04 марта;
                         «Прогресс-35» (7К-ТГ №143) на ОК «Мир», 24.03., стыковка 26.03.,
                           работа судна до расстыковки 05.05.;
                         «Прогресс-36» (7К-ТГ №144) на ОК «Мир», 13.05., стыковка 15.05.,
                           работа судна до расстыковки 05.06.;
                         «Союз ТМ-5»  (7К-СТ №55), 07.06.  ЭП-2 на ОК «Мир» в составе:
                           А.Я.Соловьев, В.П.Савиных, А.Александров – Болгария;
                         «Прогресс-37» (7К-ТГ №145) на ОК «Мир». Работы с 19.07. до 07.08.;
                         «Союз ТМ-6» (7К-СТ №56), 29.08.  ЭП-3 на ОК «Мир» в составе:
                           В.А.Ляхов, В.В.Поляков, Абдул Ахад Моманд – Афганистан;
                         «Союз ТМ-5» (7К-СТ №55). Расстыковка на посадку 07.09. В.А.Ляхов,
                           Абдул Ахад Моманд – Афганистан.
                           Связь с ЦУП – через спутники связи «М-1», «Горизонт».
Порты:
                           Одесса (выход) 22 января; 
                           Лас-Пальмас (О.Гран Канария, Испания) 03-05 февраля;  
                           Сидни (Канада) 16-18 марта; 
                           Лас-Пальмас (Испания) 26-28 апреля;
                           Сидни (Канада) 20-22 июня;
                           Роттердам (Нидерланды) 09-12 августа;
                           Ялта (приход) 17-19 сентября;  Одесса (возвращение) 20 сентября.
                                   Пройдено 30450 миль.

18 рейс:             05.02.1989г.-12.09.1989г.(Ялта) – 15.09.1989г.(Одесса).
                           Экипаж – 119 чел., экспедиция – 197 человек.
                           КМ Григорьев Георгий Фёдорович, ст.пом.Бондар Николай Иванович,
                           ГМ Тутубалин Олег Яковлевич.
                           НЭ Мамалыгин Вадим Семёнович, ЗНЭ-ГИ Сергеев Виктор Григорьевич,
                           ЗНЭС Кравченко Геннадий Георгиевич.
Выполнены работы:
                         «Салют-7». Сеансы связи с ОС для изучения поведения конструкции и
                           аппаратуры в условиях длительной эксплуатации на высокой орбите; 
                         «Мир»-«Квант». Контроль за работой систем орбитального комплекса
                           и управление его полётом  в пилотируемом и автоматических режимах
                           в экспедиционном рейсе;
                         «Прогресс-40» на ОК «Мир» (7КТГ №148),10.02. При запуске проведены
                           испытания катапультируемого кресла К-36М для спасения экипажа ОК
                           «Буран» на активном участке полёта. Стыковка 12.02., Выполнен
                           эксперимент «Краб» – развёртывание кольцевых крупногабаритных
                           конструкций с диаметром 20 м по командам с Земли.
                           Работа НИС «КЮГ» — до расстыковки с ОК «Мир», 03 марта;
                         «Прогресс-41» на ОК «Мир» (7КТГ №149), 16.03. Стыковка 16.03.,
                           расстыковка 21.04. При запуске проведены испытания катапультируемого
                           кресла К-36М для спасения экипажа ОК «Буран» на активном участке
                           полёта. Работа НИС «КЮГ» – до расстыковки с ОК «Мир» 21.04.;
                          «Союз ТМ-7» (На ОК «Мир» с ЭО-4 в составе: А.А.Волков,
                           С.К.Крикалёв; ЭП – Жан-Лу Кретьен — Франция). Работа по КК с начала
                           рейса до расстыковки на посадку 27.04 с экипажем: А.А.Волков,
                           С.К.Крикалёв, В.В.Поляков – 241 сутки в космосе;
                           Блок «Д» (08.06., разгонный блок);
                         «Прогресс М-1» №201 на ОК «Мир», 23.08., стык.25.08., до оконч. рейса.
                           Связь судна с ЦУПом – через спутники связи «М-1», «Горизонт».
Порты:
                           Одесса (выход) 05 февраля;  Стамбул (Турция) 08-10 февраля;
                           Последняя встреча в море (Средиземном) с НИС «КВК» — 16 февраля;
                           Сидни (Канада) 13-15 марта;
                           Лас-Пальмас (Испания) 10-12 апреля;
                           Сидни (Канада) 15-17 мая;  19-21 июня;
                           Роттердам (Нидерланды) 01-04 августа;
                           Ялта (приход) 12 сентября;
                           Одесса (возвращение) 15 сентября.
                                    Пройдено 27500 миль.

19 рейс:             21.01.1990г.-14.08.1990г.(Ялта) – 16.08.1990г.(Одесса).
                           Экипаж – 118 человек, экспедиция – 196 чел.   
                           КМ Григорьев Георгий Фёдорович, ст.пом.Бондар Николай Иванович,
                           ГМ Перегонка Николай Васильевич.
                           НЭ Череватый Вячеслав Андреевич,  ЗНЭ-ГИ Олейник Василий
                           Васильевич, ЗНЭС Кравченко Геннадий Георгиевич.
Выполнены работы:
                         «Салют-7».  Продолжение сеансов связи по проверке работоспособности и
                          изучению поведения конструкции станции и её аппаратуры в условиях
                          длительной эксплуатации на высокой орбите – в течение рейса;
                         «Мир»-«Квант»-«Квант-2» – контроль работы систем и управление
                           полётом — в течение рейса;
                         «Прогресс М-2» (№202) на ОК «Мир». Сеансы связи с начала рейса до
                           расстыковки с ОК на посадку
09.02.;                                                                                        
                                  
                         «Союз ТМ-8» (7К-СТ №58), запущенный 06.09.89г. на ОК «Мир» с ЭО-5
                           в составе: А.С.Викторенко, А.А.Серебров). Сеансы связи перед рассты-
                           ковкой на посадку 19.02.;
                         «Союз ТМ-9» (7К-СТ №60 на ОК «Мир». Старт 11.02. с ЭО-6 в составе:
                          А.Я.Соловьёв, А.Н.Баландин; стыковка со станцией «Мир» 13.02.);
                         «Прогресс М-3» (№203) на ОК «Мир». Старт 01.03., стыковка 03.03.,
                           расстыковка 27.04.;
                         «Прогресс-42» (7К-ТГ №150) на ОК «Мир». Старт 05.05., стыковка 08.05.,
                          расстыковка 27.05.;
                         «Кристалл» (7К-СТ №172-01), 31.05. Технический модуль, стыковка с ОК
                         «Мир» 10.06.;
                         «Блок «А-510». Блок дооснащения ОК «Мир», 22.06.; 
                         «Гамма» (19КА30). 11.07. Высокоэффективная автоматическая астрофизи-
                           ческая обсерватория ОК «Мир»., стыковка с ОК – 25.07.
                         «Блок «А-509». Блок дооснащения ОК «Мир», 25.07;
                         «Союз ТМ-10» (7К-СТ №61А), 01.08. ЭО-7 на ОК «Мир» в составе:
                           Г.М. Манаков, Г.М. Стрекалов. Стыковка со станцией 03.08.90г.
                           Связь с ЦУП – через спутники связи «М-1», «Горизонт».
Порты:
                           Одесса (выход)  21 января;
                           Стамбул (Турция) 23-24 января;
                           Встреча с НИС «АСК» 30.01.90г. у берегов Испании (траверз п.Малага);
                           Лас-Пальмас (Испания) 28-30 марта;
                           Лас-Пальмас (Испания)  25-27 апреля;
                           Лиссабон (Португалия) 11-13 июня;
                            Роттердам (Нидерланды) 16-20 июля;
                           Ялта (приход) – 14 августа; Одесса (возвращение) – 16 августа.
                                    Пройдено 25614 миль.

20 рейс:            17.11.1990г. — 01.06.1991г.(Ялта) – 04.06.1991г.(Одесса).
                           Экипаж – 118 чел., экспедиция – 195 чел.  
                           КМ Григорьев Георгий Фёдорович, ст.пом.Бондар Николай Иванович,
                           ГМ Тутубалин Олег Яковлевич.
                           НЭ Череватый Вячеслав Андреевич, ГИ Олейник Василий Васильевич,
                           ЗНЭС Грищенко Александр Евгеньевич.
Выполнены работы:
                        «Мир»-«Квант»-«Квант-2»-«Кристалл»-«Гамма»-«Прогресс М-5»
                          (до 28.11.)-«Союз ТМ-10»(до 10.12.)-«Союз ТМ-11»(до 26.05.) — Контроль
                          за работой систем и аппаратуры, управление полётом орбитального
                          комплекса и КК – в течение всего рейса;
                        «Салют-7»  — Продолжение отдельных сеансов связи для изучения поведе-
                          ния конструкции и аппаратуры станции в условиях длительной эксплуата-
                          ции на высокой орбите — в течение рейса. Полёт станции прекращён над
                          Мексиканским заливом Атлантики командой, выданной КРЛ НИС «КЮГ»
                          07 февраля 1991г.;
                           А-448. Блок дооснащения  ОК «Мир»;
                           А-445. Блок дооснащения  ОК «Мир»;
                        «Союз ТМ-11» (7К-СТ №61). Полёт на ОК «Мир» 02.12. с ЭО-8 в составе:
                          В.М.Афанасьев, М.Х.Манаров; ЭП – первый коммерческий международ-
                          ный полёт с участием Тояхиро Акияма – Япония. Сеансы связи до рассты-
                          ковки КК с ОК на посадку 26.05. с экипажем в составе: В.М.Афанасьев,
                          М.Х.Манаров, Хелен Шерман — Великобритания.
                       «Союз ТМ-10» (7К-СТ №61А), 01.08. С основной экспедицией ЭО-7 на ОК
                          «Мир» в составе:  Г.М.Манаков и Г.М.Стрекалов до расстыковки на
                          посадку 10.12. с экипажем ЭО-7 и ЭП — Тояхиро Акияма, Япония;
                        «Прогресс М-6» на ОК «Мир», 14.01., стыковка 16.01., расстыковка 15.03.;
                        «Прогресс М-7»  26.03., стыковка 28.03., расстыковка 07.05.;
                        «Союз ТМ-12» (7К-СТ №62), 18.05. ЭО №9 на ОК «Мир»:
                           А.П.Арцебарский, С.К.Крикалев; экспед. посещ. — Хелен Шерман — Вел.
                           Связь с ЦУП – через спутники связи «М-1», «Горизонт».
Порты:
                           Одесса (выход) 17 ноября;
                           Стамбул (Турция) 19-21 ноября;
                           Лас-Пальмас (Испания) 24-26 декабря;
                           Лас-Пальмас (Испания) 25-27 января;
                           Веракрус (Мексика) – 12-14 февраля;
                           Сидни (Канада) 25 марта;
                           Роттердам (Нидерланды) 10-13 апреля;
                           Ялта (приход) – 01 июня; Одесса (возвращение) — 04 июня.
                                   Пройдено  30314 миль.
         
     В связи  с образованием СНГ в 1991 году  НИС «Космонавт Юрий Гагарин» было  приватизировано Украиной. В 1995 году,
по решению Фонда госимущества Украины, объявлен тендер на продажу  двух НИСов ГСК «ЧМП»: «Академик Сергей Королёв» и
«Космонавт Юрий Гагарин». Победителем стала австрийская фирма, предоставившая наиболее выгодные для пароходства
условия покупки судов для последующей реализации с переработкой на металлолом. Суда были проданы австрийской
компании «Зюйд Меркур» по цене 170 долларов за тонну металла (с учётом обшивки, мебели и оборудования, услуг по
перегону судов к месту утилизации и репатриации команды на Украину). В июле 1996 года НИС «Космонавт Юрий Гагарин»
под именем «АГАР» вышло в последний рейс из порта Южный (Одесса) и кротчайшим морским путём прибыло к месту
утилизации, в индийский порт Аланч на биченгование (выброс на берег).

                                   Материал подготовил А.Капитанов, последняя редакция — март 2011 г.

Эксклюзивное право для опубликования этого материала в печати принадлежит Региональной общественной организации «Клуб
ветеранов Морского космического флота», зарегистрированной Минюстом России 31.07.09г., ОГРН: 1097799012893.  

   Статьи о НИС «Космонавт Юрий Гагарин»

      Энциклопедия кораблей — http://ship.bsu.by/main.asp?id=102390

      World Navies Today: Russian Civilian Scientific & Support Vessels —-
http://www.hazegray.org/worldnav/russia/aux_civ.htm

     Pictures of Soviet tracking ships —- http://www.svengrahn.pp.se/radioind/Ships/Ships.htm

     ПОД ШИФРОМ «КАНОПУС» —- http://www.vn.mk.ua/section.shtml?135-1940-27-11-03-32-1
 
    
Последний рейс «Гагарина»

     Первый раз в жизни я ощущал себя мародером. Под ногами хрустели обломки плексигласа. Из раскуроченных приборов
понуро свисали разноцветные проводки. Над мертвой панелью кто-то навесил табличку: «Не включать! Работают люди!»

   Боцман, чуть крякнув, отодрал доску, приколоченную к косяку, и пропустил в библиотеку. Видимо, книги здесь собирали
долго и с любовью — затрепанные, читанные тома — Чехов, Толстой, Уэллс, мемуары Козинцева. Я подобрал и запихнул в
свою сумку воспоминания космонавта Рюмина с автографом и «Сын земли и звезд» — повесть о Гагарине — с посвящением
капитану Георгию Федоровичу Григорьеву.

   — Что будет с остальными книгами? — спросил я старпома. Он пожал плечами:

   — Индусы, наверное, сожгут…

   Мертвое судно — зрелище не для слабонервных. Лет двадцать назад мы дворовой компанией, пляжась на «Ланжероне»,
любили разглядывать силуэты загадочных космических кораблей, гордо выстроившихся на рейде. Мы угадывали их
издалека. Тот, что с белыми шарами во всю палубу, — «Космонавт Владимир Комаров», самый большой с громадными
тарелками-антеннами — «Космонавт Юрий Гагарин», тот, что поменьше, — «Сергей Королев». И мечтали хоть разочек
побывать на них, казалось, взятых из фантастических книжек.

   И вот одна из детских, так редко сбывающихся во взрослой жизни, фантазий все-таки состоялась. Но от этого лишь
печалью щемит сердце. Я на корабле, пережившем, кажется, сотни три пиратских налетов. Все всклокочено, разбито. Да и
само судно официально уже не «Космонавт Юрий Гагарин», а просто «Агар» с портом приписки Кингстаун, Багамские
острова. Почему «Агар»? В фамилии «Гагарин» белой краской замазали первую и две последние буквы — так дешевле.

   Со дня на день с рейда Ильичевска «Гагарин» и «Королев» уйдут в свой последний рейс в Аланду — индийский порт, где
проржавевшие борта разрежут на металлолом.

   В начале семидесятых «Юрий Гагарин» был самым уникальным научно-исследовательским судном в мире. Сто десять
лабораторий. Его две с половиной сотни сотрудников при необходимости могли полностью заменить подмосковный Центр
управления полетами. Говорят, в год постройки его стоимость оценивалась в 500 миллионов долларов. «Гагарин» в
открытом океане поддерживал связь с космонавтами, его антенны могли доставать спутники, летящие к «Марсу» и
«Венере». Видимо, секретные подразделения «слушали» в те времена и Америку – не случайно «точка» судна находилась
обычно у ее берегов. Когда в начале семидесятых на Ильичевск обрушилась стихия и город остался без света, к причалу
подошел «Гагарин», включил энергоустановки и несколько дней освещал весь город. А бортовая пекарня в это время
кормила горожан хлебом.

   Официально «Гагарин», «Королев» и «Комаров» были судами Академии наук СССР, а обслуживало их Черноморское морское
пароходство. Как раз в 91-м «Гагарина» подлатали, и он должен был уйти в новый рейс. Но тут оказалось, что судно
теперь в одной стране, а Академия наук — в другой. И платить за его эксплуатацию нечем. Тем более все больше
разговоров шло о сворачивании космических программ.

   «Комарова» передали в Балтийское пароходство. Там с ним промучились и разрезали на металлолом. «Королева» и
«Гагарина» Черноморское пароходство, даже несмотря на собственные тяжелые времена, долго пыталось сохранить. Писали
по украинским, российским инстанциям. Даже появились предложения — устроить на корабле постоянную выставку продукции
оборонки, ходить по крупным портам, показывать, продавать. Но в конце концов суда под свой «патронат» взяло украинское
Минобороны. О совместном использовании с Россией теперь уже речь идти не могла. Впрочем, и Минобороны суда
оказались, в общем-то, ни к чему, да и не по карману.

   Моряки знают, корабли, как люди, без дела быстро умирают. Оказавшись на рейде возле порта Южный без должного
присмотра, «Гагарин» и «Королев» быстро ржавели. Из лабораторий исчезала аппаратура. Пароходство, само оказавшееся в
жесточайшем кризисе, не в состоянии было содержать два гиганта. Команда, чтобы прокормить себя и согреть, меняла
кабели и приборы на продукты.

   В результате офицеры украинских ПВО прошлись по судам и сняли все, что им могло еще пригодиться. Прихватили и
кое-что из бытовых мелочей. И даже почему-то корабельный музей.

   К началу 96-го корабли уже годились разве что на металлолом. Фонд госимущества Украины разрешил их продать.
Посредник — австрийская фирма «Зюд Меркур» предложила за металл «Гагарина» и «Королева» хорошую цену — 170 долларов
за тонну.

   К концу года от судов останутся одни воспоминания. И это последнее фото «Гагарина» которое я сделал на внешнем рейде
Ильичевска за несколько суток до их ухода навсегда.

    Александр МИЛКУС

        (Наш корр.)

   Одесса-Ильичевск.

  Газета «Комсомольская Правда»     06.07.1996
 
     . 11 апреля 2009, 00:02
http://news.samaratoday.ru/news/168184/  Автор:Новая газета

Где теперь «Космонавт Юрий Гагарин»? И чем закончилась славная история Морского космического флота

О Морском космическом флоте СССР многие прочитают впервые. Он давно распродан и отправлен в утиль, как почти вся
космическая гордость нашей страны, и память о великих научных судах, обеспечивавших советскую космонавтику, постепенно
стерлась из истории звездной гонки, а уникальные корабли превратились в корабли-призраки.

Целый отряд экспедиционных судов обеспечивал испытания ракет, участвовал в управлении полетами пилотируемых космических
кораблей и орбитальных станций, контролировал старты дальних космических аппаратов к планетам Солнечной системы. Начиная
с первых шагов отечественной космонавтики до развала Советского Союза, Морской космический флот не сорвал ни одного
задания.

 

НИС «Космонавт Юрий Гагарин» — одно из крупнейших судов Морского космического флота СССР

«Космонавт Юрий Гагарин» поразителен даже на фотографиях. Судно почти соразмерно по своему водоизмещению с «Титаником».
Водоизмещение «Гагарина» 45 тысяч тонн, «Титаника» — 52 тысячи тонн. Судно 232 метра в длину, в высоту — 64. Ширина
палубы составляла около 30 метров. Над ней возвышались четыре параболические антенны, две из которых диаметром 25,5 метра,
вместе с фундаментами общий вес их составлял около 1000 тонн. Уникальные антенны вращались в трех плоскостях.
Одиннадцатипалубный турбоход с энергетической установкой 19 000 л.с. имел скорость хода 18 узлов. Несмотря на высокую
мощность передатчиков дальней космической связи, лучи антенн были очень «тонкие» и нужно было точно держать наведение на
объект в условиях качки. Благодаря многофункциональному радиотехническому комплексу «Фотон» судно могло работать
одновременно с двумя космическими объектами. Для связи НИС и космонавтов с Москвой использовались спутники-ретрансляторы
«Молния», таким образом, полный обмен всей информацией шел в реальном времени. На судне располагалось 1500 помещений
общей площадью 20 000 кв. метров. Чтобы обойти их все, потребовалось бы двое суток. Здесь было оборудовано более сотни
лабораторий. Общая численность команды на борту достигала 330 человек.

1996 год. В Одессе, в порту Южный одиноко стоял у причала необыкновенный корабль. На боку его виднелось странное имя

«АГАР», не говорящее ничего тем, кто впервые увидал стального гиганта, прибывшего откуда-то из великого прошлого. Это был
наш флагман, лучшее научное судно страны и, пожалуй, мира. Как оно попало сюда? В 1991 году «Космонавта Юрия Гагарина»
покинула его основная экспедиция. После распада Союза, сокращения космических программ космонавтика переживала тяжелейшее
время — она оказалась не у дел. Один из главных символов космической флотилии НИС «Гагарин» теперь представляло собой
страшное зрелище: проржавевший, оскверненный вандалами, замусоренный и разграбленный. Морской космический флот был
полностью расформирован в 1995 году. В 1991 году «Гагарина» приватизировала Украина, и вскоре титан оказался не по
карману Черноморскому пароходству. До сих пор неизвестно, что стало с судовой библиотекой и музеем, куда пропал портрет
Ю. Гагарина, подаренный экипажу Анной Тимофеевной Гагариной. В 1996 году «Космонавт Юрий Гагарин» был продан по цене 170
долларов за тонну. Стыдно было продавать научную гордость на металлолом, поэтому название судна замазали краской, оставив
только буквы «АГАР». «Космонавт Юрий Гагарин», совершивший 22 экспедиционных рейса, отправился в последний путь, в Индию.
Там, в порту Аланг, в считанные дни его разрезали на большие, бесформенные куски. Возможно, этот металл еще вернется к
нам виде кастрюль или сувенирных значков, или в форме других кораблей, но об этом уже никто не узнает. На сегодняшний
день от всего МКФ осталось только одно судно — «Космонавт Виктор Пацаев», оно стоит в порту Калининграда, у причала
«Музея Мирового океана». Иногда оно привлекается к работам по МКС — проводит периодические сеансы связи. Но в море не
выходит, стоит «на привязи».

Сегодня во многих странах мира есть морские суда, построенные для слежения за космосом. Несколько у США и Франции,
постоянно расширяет космический флот Китай: у наших восточных соседей уже 5 специализированных судов, оснащенных
системами для приема телеметрии и управления КК. Не имея большой сети НИПов и зарубежных баз, китайцы прекрасно понимают
— для развития космонавтики им жизненно необходимы суда МКФ.

10.04.2009
 

На сайте Владимира Прощенко можно ознакомиться с фотоальбомом, посвященном  постройке НИС «Космонавт Юрий Гагарин» на Балтийском заводе в Ленинграде: http://vpro24.narod.ru/mix/p56/index.htm