Художник-маринист КОСОВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ — Председатель правления (Президент) — Российской ассоциации художников-маринистов

Художник-маринист КОСОВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ — Председатель правления (Президент) — Российской ассоциации художников-маринистов

21.11.2021
/ / /
Комментарии Закрыты

КОСОВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

2 ВКосов-Президент Российской ассоциации художников-маринистов

     Косов Владимир Владимирович

    Родился 9 июля 1967 года, Анапа, Краснодарский край. Россия.
Российский художникмаринист, Президент Российской ассоциации художников-маринистов с 2010 г., сюрреалист, баталистколлекционер.
Член Союза художников России, Член Общественного Совета при Директоре Федеральной службы налоговой полиции, капитан запаса.

В настоящее время Владимир Владимирович Косов  — Председатель правления (Президент) — Российской ассоциации художников-маринистов

Российская ассоциация художников-маринистов (Региональное общественное объединение «Ассоциация художников-маринистов») — общественная организация, объединяющая художников Российской Федерации, работающих в жанре создания произведений искусства на морскую тематику. Российская ассоциация художников-маринистов создана в соответствии с решением Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, председателя Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации С.Б.Иванова (Протокол совещания № 1 (13) от 8 июля 2010 года. В соответствии с принятым решением Морской коллегии 23 декабря 2010 года, , в Москве состоялась государственная регистрация Регионального общественного объединения «Ассоциация художников-маринистов».

Цели и задачи организации

Приоритетным направлением в развитии организации избран курс на сохранение традиций и культурного наследия флота России, патриотического воспитания и поддержки нового поколения молодых художников, работающих в жанре создания произведений на морскую тематику. Возрождение морского флота невозможно представить без возрождения изобразительного искусства, прежде всего связанного с морской тематикой. Морская тема в изобразительном искусстве имеет глубокие исторические корни. В свое время, в конце ХIХ, начале ХХ века в штате Главного морского штаба ВМФ работу по художественному обеспечению морской деятельности вел штатный художник. В свое время эту должность занимали великие художники с мировым именем: И.К. Айвазовский и А.П. Боголюбов, которые состоя в штате Главного морского штаба, для выполнения специальных художественных заданий участвовали в походах кораблей, баталиях. Эти позитивные традиции широко практиковались в период развития и деятельности советского ВМФ. На флотах работали изостудии, в которых работали штатные художники. На флотах и гарнизонах флотов работали постоянно действующие экспозиции произведений на морскую тематику.

Председатель правления (Президент) — Косов Владимир Владимирович — член Союза художников России

Владимир Владимирович Косов родился в Анапе, самом солнечном городе Черноморского побережья России, 9 июля 1967 года. С детства увлекаясь черчением, техникой, получил техническое образование. Художественное дарование проявилось только в возрасте двадцати лет, когда Владимир находился на службе в армии. К сожалению, не сохранились первые творческие работы периода зарождения художественного почерка, но уже к 1992 году началось формирование изобразительного стиля, которому автор будет неизменно следовать всю жизнь. В дальнейшем, служа во флоте, работая главным бухгалтером, сотрудником налоговой полиции, являясь, прежде всего, государственным деятелем, он, неизменно, в душе остается романтиком моря. Владимир Косов служил во флоте в Анапе с 1989 по 1991 гг., проходил стажировки на кораблях. С судами сталкивался и на военно-пограничной базе в Выборге. В 1991 ушел в отставку. Работал в налоговой службе до 1997 года, из них пять лет был главным бухгалтером. Живопись сначала рассматривал как увлечение, впоследствии появились профессиональные амбиции.
Первое яркое впечатление: когда Владимиру было девять месяцев, отец – бывалый моряк фотографировал его на корабле. Эти снимки стали знаковыми, определив творческие пристрастия художника на всю жизнь. Володю с детства привлекало штормовое море, он много плавал в бури на прогулочных кораблях — существовал в Анапе такой вид морских развлечений для любителей острых ощущений. Подростков 14-17 лет подобные путешествия очень привлекали. Как только начинался шторм, он с друзьями отправлялся в море. Еще одно хобби — рыбалка. Впоследствии Владимир больше сталкивался с морем в качестве рыбака. И сейчас, когда есть возможность выйти в море, художника охватывает ни с чем не сравнимое ощущение. Особенно осенью, в период штормов. Море никого не оставляет равнодушным. В захватывающем зрелище морских просторов улавливается отзвук мечты, и не удивительно, что многие поэты посвятили ему множество стихов, часть из которых легла в основу музыкальной культуры России.
Будущий маринист впервые столкнулся с палитрой красок в армии на втором году службы, в клубе. Периодически там появлялись художники, занимающиеся оформительской работой, и он стал им помогать. После армии трудился художником в кинотеатре. Тут пригодился навык быстрой работы со шрифтами, приобретенный в техникуме. Работая в кинотеатре, Владимир на досуге занимался живописью. Первые профессиональные работы, удовлетворяющие взыскательный вкус художника, относятся к 1992 году. Это было неспокойное, бурное время – развал СССР, для многих были потеряны жизненные ориентиры, особенно в военно-политической среде. Надо было быстро осваивать новую профессию. Владимир Косов приехал в Москву учиться на бухгалтерских курсах. Впоследствии закончил университет по этой специальности и аудиторские курсы академии им. Г. В. Плеханова.

О творчестве Владимира Косова

Наиболее точно в своем предисловии к монографии Владимира Косова высказался Народный художник России Сергей Присекин:  «Опыт предшественников, полученный  в тяжелом поиске великих истин на тернистом пути Бытия, всегда найдет продолжение в ком-то из наших  современников».

Художник имеет свой ярко выраженный стиль, узнаваемость его произведений и по праву считается одним из лучших художников- маринистов современности. Владимир Косов, родившись на благодатной земле юга России, с детства ощутил величие морской стихии. И как любой, в ком проявилась Божья искра творческого начала, стремится воплотить постигшее его озарение в каждой своей живописной работе. Какое место уготовано судьбой творцу не знает никто, но верность одной теме дает надежду на то, что творческий и жизненный опыт художника позволит ему занять ту нишу в памяти зрителя, которой он истинно достоин. Благодаря искреннему служению искусству,  Владимир Косов, безусловно, войдет в перечень художников России, творивших на стыке веков и времен – периода утверждения жестких критериев и бескомпромиссных оценок.
Стихия. Море… Его бескрайние просторы, лучезарные восходы и закаты, колдовские лунные пейзажи, умиротворенные штили и ураганные шквалы штормов, все это поэтично и вдохновенно изображено в произведениях автора.
«Мои картины – это моя  жизнь, а море всецело отражает мою душу, чувства и настроение на определенном этапе жизненного пути» — говорит художник.
В творческих работах Владимира Косова отражается не только безграничная любовь к безумной силе природы, но и страстная притягательность, которой, без сомнения, обладают картины живописца, подчеркивая его высокое мастерство.
Истинное лицо каждого художника, бесспорно, раскрывается в его лучших творениях. Так, в первой серьезной творческой работе автора Ураган на Черноморском побережье, 1992 г. целиком и полностью отражается реалия происходящих в стране перемен. В настроении произведения передана глубокая тревога за происходящее. Неопределенность и необратимость процесса, в котором находились огромные массы людей, также как и художник,  наложили отпечаток на ранние работы и начало формирование творческой мистерии автора. Таким образом, В. Косов изначально закладывает метафору и аллегорию как основной ключ к прочтению и истолкованию своих произведений.

Анапа. Ураган на черноморском побережье. В.Косов 80х120 х.м. 1992

Одна из самых ранних сохранившихся картин Ураган на Черноморском побережье – 1992 года. Здесь мы видим минимализм цветовой палитры – полотно решено в драматичном черно-сером колорите, пронзенном белыми силуэтами чаек. За брызгами морских волн почти теряется абрис гонимого на скалы корабля. Его гибель еще не вполне очевидна, впоследствии художник будет однозначно акцентировать последние минуты перед смертью судов.

Ранний монохромный период отличался монументальностью, четким и логически выверенным композиционным решением. Из малых голландцев ближе всего Владимиру Косову Ян Порселлис ((ок. 1584-1632) «Море с кораблями в ненастный день», Эрмитаж). Ян Порселлис, фламандец, живший в Голландии, был первым художником в истории мировой живописи, который сделал своей темой морские виды без берегов и без гаваней. Современники чрезвычайно ценили его творчество; поэт Иоахим Оуданс посвятил восторженные строки его «Буре». Особое влияние на творчество В. Косова имели картины Уильяма Тернера: «Мол в Кале», «Последний рейс корабля «Отважный» и т.д. Работая над формированием собственного творческого почерка, Владимир Косов так же внимательно изучает полотна знаменитого феодосийца. Картина Между волн – 1995 года, безусловно, создана под опосредованным влиянием шедевра позднего творчества И. Айвазовского «Среди волн» из Феодосийской картинной галереи. Владимир Косов по-прежнему работает в лаконичной цветовой гамме, по преимуществу, черно-бело-серой. Не ставя перед собой глобальной задачи, он останавливает свой взгляд на интересной композиции, показывающей промежуток между волнами. И лишь по обнажившимся камням морского дна мы догадываемся о величине валов морской пучины.

Творчество Айвазовского для Владимира Косова – это любовь на всю жизнь, это его художественная школа и академия. Никто не писал море с таким воодушевлением и самоотдачей, никто не изучал характер и повадки Черного моря столь пристально и внимательно. Владимир Косов на начальном этапе постижения живописного мастерства не копирует полотна своего кумира, но создает определенные вариации и фантазии, перекликающиеся с творчеством великого феодосийца. Косов порой пересекается с Айвазовским даже в названиях.

Под впечатлением многочисленных изображений Неаполитанского залива великого мариниста, наш современник создает в этом же 1995 году свой вариант Неаполитанского пейзажа, а в 2008 году планирует отправиться туда, по следам Айвазовского, чтоб подтвердить или опровергнуть свои впечатления.

Рисунок1
Неаполетанский пейзаж 1995 г.
Под прямым воздействием полотен таких художников, как И. Айвазовский и У. Тернер, Владимир Косов, не имея академической школы,  противопоставляет академизму романтически правдивое отображение жизни и человеческих чувств. Уже в  начальный период своего творчества он воспринимает действительность, как истинный романтик, с детства любивший море, чувствующий секреты его движения и создающий правдивый и поэтический образ стихии. Неповторимый живописный язык достигается своеобразным методом цветолинейного построения картин. Палитра художника постепенно претерпевает изменения, становясь то тяжелее, то легче по насыщенности и цветовому решению.

Как и многие художники-маринисты, Косов работает исключительно по воображению, передавая свойственные только ему ощущения, изображая не реальное море, а воспроизводя некие новеллы, сказочные импрессионистичные образы своей фантазии.

К примеру, Айвазовский был убежден, что «движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волн – немыслимо с натуры. Для этого художник должен запомнить их, и этими случайностями, ровно как и эффектами света и теней, составлять свою картину».

Творчество Владимира Косова обусловлено унаследованным от предков наивно-поэтическим восприятием природы.  В 1995 году художник берется за иллюстрацию одного из своих любимых произведений известного писателя Р. Сабатини, так рождаются картины: Одиссея капитана Блада, 1995 г., О. Барбадос, 1996 г., Невольничий рынок, 1996 г., Сторожевая башня, 2002 г., вошедшие в последствии в серию Время и континенты.  Свои поэтические образы художник постарался перенести на полотна: в произведении Южная ночь на Босфоре, 2000 г. ощущается вся любовь и теплота чувств автора. К сожалению, картина, проехав с выставками через всю Россию наряду еще с четырьмя работами (Тамань. Рыбаки, 1998 г., Утро на Змеином озере, 1995 г., Курильские острова, 2000 г., Бухта Анапа, 2000 г.) была похищена в его родном городе.

Рисунок2

Одиссея капитана Блада 1995-1996 гг.

Творчество художника-самородка Владимира Косова нельзя судить по законам  профессионального и академического искусства. Его искренний наив, напоенный красотой и загадочностью моря, с детства питавшего его воображение, очаровывает и притягивает зрителей, так или иначе находящихся под впечатлением морской стихии. Его картины во многом символичны, сродни романтизму 19-го века. Затерянный в безбрежности парусник, как символ одиночества и неприкаянности человеческой души, бороздит бескрайние безлюдные морские просторы.
Художник часто дописывает свои картины, спустя определенный промежуток времени.
Стихия в изображении художника, чаще всего, враждебна человеку. Холодные волны, бездушные пространства, шторма стараются поглотить утлые суденышки и одинокие парусники.
В грандиозном полотне Норд – Ост. Цемесская бухта Гибель эскадры адмирала Юрьева, 1999-2020 гг., 160х270 художник показывает надвигающуюся черноту на только что безоблачное голубое небо. В картине, в первую очередь, привлекает внимание корабль, уходящий из бухты, затейливой формы хищный камень первого плана и ажурное кружево волн, с обманчивой лаской лижущих прибрежную скалу. Не сразу замечаешь в правой части парусник, брошенный волнами на скалы, и лишь тогда начинаешь осознавать все коварство этой бухты. Безусловно, при создании картины художник вкладывал в нее определенную подоплеку, касающуюся либо личной жизни, либо политических событий в стране. Это произведение, в полной мере, можно отнести к одним из лучших и глубоких творений художника-символиста и романтика Владимира Косова.

География изображаемых марин очень широка. Под впечатлением рассказов отца, на полотнах художника появляются разнообразные экзотические места. Это и Черное море, и Тихий океан у Курильских островов, и острова Крозе в Индийском океане, остров Кергелен, расположенный в южной части Индийского океана.

Несмотря на южное расположение Анапы, в картинах часто появляются айсберги, на фоне которых, как и на фоне гигантских волн, рукотворные постройки кажутся хрупкими и обреченными. Особенно этот мотив подчеркнут в Китобоях о. Крозе, где охотники за китами сами могут стать жертвами, затертыми между гигантскими величественными глыбами айсбергов.
Мифы и легенды
Присутствие мистических, порою граничащих с реальностью, жизненных моментов часто преследуют и автора и его работы. Странны стечения обстоятельств, происходящих после написания таких картин как Кораблекрушение, 1998 г., Айсберги, 1998 г., Китобои. О. Крозе, 1998 г., Летучий голландец, 2002 г., Встреча. Летучий Голландец, 2003 г., Лоцманская проводка, 2003г., Реквием, 2005 г. Безусловно, автор при написании своих работ непроизвольно закладывает некую информацию, свой код, который, материализуясь, налагает отпечаток на судьбу, как автора, так и последующего владельца любой из его картин. Многие бы попытались оспорить данное суждение, но, как ни странно, зачастую оно имеет место.
Художник в своем творчестве часто прибегает к иносказательной форме выражения своих чувств и мыслей, облекая их в образ то бушующего, то умиротворенного моря. Обращается он и к мифологемам, вечным сюжетам, многократно интерпретировавшийся за всю историю искусств, и в каждом сюжете он открывает нечто новое, индивидуальное и самобытное.
В пейзажах художника присутствует и определенная доля мистичности. Особенно это представлено в сказочной ночи в работе художника «Ноев ковчег».

Рисунок3
Ноев ковчег. 140х100 холст, масло В.Косов 2018 г.

&

Применение стиля в морской батальной живописи.
Впервые Владимир Косов начинает писать произведения в морской батальной живописи в 2016 году и постепенно это увлечение создания полотен по реконструкции морских баталий становится одним из важнейших направлений в творчестве художника.

Художник много фантазирует, работает с историческими документами, изображает события, наполняя их реальной убедительностью своего воображения. Так Владимир Косова создает серию произведений с историческим смыслом. В работе «Подвиг бриг «Меркурий» 2018 г. на основе схематического построения боя изображается ход сражения. И в последующем художник начинает все чаще использовать схематические карты для написания произведений. Так создаются такие работы как «Триптих. Наваринское сражение.» «Сражение у Фидониси», «Чесменский бой» «Синопское сражение» Сражение у мыса Тендра», «Атака века. Подвиг Маринеско» «Гангутское сражение» Последний парад крейсера «Варяг» и другие произведения.

В большинстве своем работы художника многозначны, полифоничны, литературны. Каждая вещь – новелла, рассказ или история, а то и поэма о судьбе «белого паруса».
Из современных живописцев В. Косов выделяет Сергея Присекина, который, в свою очередь, тоже относится с симпатией к творчеству мариниста из Анапы. «Он меня критиковал, но критика эта добрая — он не пытается меня изменить… » — говорит художник. Сергей Присекин – творческий ориентир Владимира Косова — убедил его не получать профессионального живописного образования, дабы не потерять самобытности и не стать полным апологетом Айвазовского.  После персональной выставки в ЦДХ рекомендовал вступить в Союз художников России, что Владимир с успехом и осуществил.

Караван ледокол Адмирал Макаров. В.Косов 25х80.х.м. 2013 г.

Имперсторская яхта ШТАНДАРТ у Крымских берегов . В.Косов 65,5х111 х.м. 2018 г.императорская яхта Тигр у берегов Крыма. 40х70 х.м.2017 г.

Комментарии закрыты.